Для оценки команды большинство инвесторов предпочитает личную встречу, но есть и другие способы, принятые венчурным сообществом.
На практике чаще всего используют
2 методики оценки команды: первая ориентирована на оценку профессионального опыта членов команды, вторая - на психологическое профилирование самой команды.
Сторонники первой методики принимают как важнейший фактор успеха стартапа наличие в команде специалистов направлений:
- продукт;
- технологии разработки продукта;
- бизнес и маркетинг.
Таким образом, необходимо предоставить инвестору информацию о том, кто из членов команды относится к этим направлениям и отметить их опыт работы до проекта: каким был уровень предыдущих компаний (локальная, международная, прочее) и какую позицию занимал в них сотрудник. Важно будет отметить профессиональные достижения специалистов проекта, такие как победы в соответствующих конкурсах, получение профессиональных наград и премий, публикации в специализированных журналах, приглашения в качестве спикера на профессиональные мероприятия и другие.
Основатели предоставляют сведения и подтверждающие документы о ключевых специалистах стартапа, инвестор их оценивает и делает выводы.
Вторая методика оценки важнейшим фактором успеха определяет уровень достижения командой поставленных целей. Такой подход опирается не на отдельных личностей, из которых состоит команда стартапа, а на общую командную динамику. Представляет собой прохождение командой ряда тестов.
Успешная команда для инвестора, придерживающегося этой концепции состоит из следующих компонентов:
- релевантный лидер
- релевантная рабочая группа
- хорошая управляемость рабочей группой
- высокая продуктивность команды.
Вашу продуктивность сторона инвестора будет оценивать по прозрачности управленческих целей и задач, структуре взаимоотношений и распределению обязанностей, наличию исполнителей согласно заявленному функционалу, системе мотивации команды, объему трудозатрат и сроков реализации.
Релевантность руководителя оценивается по его мотивационной направленности, навыкам построения отношений, ориентированности на результат, стрессоустойчивости, социальному интеллекту, принятию ответственных решений, оказанию влияния на коллектив.
Релевантность рабочей группы определяется наличием людей, выполняющих в команде все необходимые роли, мотивационной направленностью участников рабочей группы, пониманием своей функционально-ролевой специализации, психологической совместимостью членов команды, способами проявления и шаблонами решения конфликтов, уровнем проявления «конструктивного конформизма», удовлетворенностью членов команды условиями деятельности и ее результатами, распределением благ в случае достижения совместной цели и в случае неудачи.
Управляемость командой будет оцениваться по авторитету лидера, пониманию и принятию целей каждым членом команды, форме управленческих связей, исполнительской дисциплине, стилю коммуникации и управления, стилю и форме принятия решений.
Каждый инвестор выбирает методику, которая ближе ему с позиции профессионального опыта, а для основателей будет надежней подготовиться к презентации команды потенциальным финансовым партнерам с учетом всех перечисленных показателей.