На пути к успеху: чек-лист с полезными рекомендациями для стартапа
Автор: Владимир Николаев Главный юрист компании "Корпоративная механика", осуществляющей комплексное бухгалтерское обслуживание и юридическое сопровождение бизнеса.
Реализация любой идеи начинается с составления бизнес-плана. Это основа или же руководство к действию, где прописываются любые, даже на первый взгляд незначительные нюансы и риски. От грамотно разработанного и подготовленного бизнес-плана зависит дальнейшее развитие всего дела. При этом любой новый проект опирается на отношения со многими людьми и организациями. Это инвесторы, банки, партнеры, сотрудники.
Структурно любой бизнес-план состоит из нескольких основных разделов. Чем подробней они описаны, тем выше ваши шансы на успех.
Резюме
Это краткий пересказ самого документа, и именно с него начинают знакомство с вами потенциальные инвесторы. Но его написание лучше оставить напоследок — после составления всего бизнес-плана. По сути это как синопсис книги. В резюме вкратце расскажите о цели проекта, необходимых финансах на его реализацию, актуальности для рынка, сроках реализации и выхода на окупаемость. Обоснуйте также ожидаемую доходность и прибыль.
Рекомендация: резюме – это 1,5-2 важных страницы. Постарайтесь сильно не приукрашивать себя и свой продукт/проект. Да, вам необходимо заинтересовать инвестора, но только четкой, правдивой и структурированной информацией.
Описание вашей продукции/услуги
Детальное описание рода деятельности, продукции, поставленных целей по объему продаж. Крайне важно здесь привести ваши конкурентные преимущества.
Рекомендация: если ваш проект в дальнейшем будет иметь качественное развитие - например, планируется запуск новых продуктов или филиалов - то это обязательно нужно отразить. Посчитайте и пропишите планируемый рост доходности вашего бизнеса в сценарии с запуском дополнительных направлений.
Анализ рынка
Необходимо выявить основных конкурентов в вашей нише. Отобразить, чем отличается ваш продукт, почему клиенты будут выбирать именно его. Желательно в этом разделе подробно описать целевую аудиторию.
Рекомендация: заранее узнайте о ваших прямых и косвенных конкурентах, найдите их слабые и сильные стороны. Как они рекламируют свой товар, какие методы продвижения используют, кто основные потребители их продукции. Позиционируйте свой продукт, сравнивая его с наиболее успешными конкурентами.
Маркетинговый план
Раздел посвящен вашей стратегии. В нем нужно ответить на следующие вопросы: как вы войдете на рынок, какова технология развертывания рекламной кампании, способы воздействия на целевую аудиторию. Важно представить четкую маркетинговую стратегию для дальнейшего развития бизнеса.
Рекомендация: например, вы точно знаете, что в отличие от конкурентов можете снизить затраты на рекламу, используя свой «социальный капитал» в соцсетях. Или у вас есть другие «лайфхаки» по продвижению своего продукта.
Организационный план
Указываются правовой статус, структура, состав управления и персонала компании.
Рекомендация: постарайтесь дать максимально подробные характеристики управляющих (директора, администраторов). Именно они будут руководить вашей компанией, и на них ляжет основная доля ответственности. Но не забывайте и о персонале. Укажите количество сотрудников, их специальности, уровень заработной платы. Отобразите, планируются ли курсы повышения квалификации (или какие-то другие обучающие программы) для работников в дальнейшем. Возможно ли расширение штатов.
Финансовый план
В этом пункте дается подробное описание сроков реализации проекта, предполагаемый уровень доходов и расходов. Направление денежных потоков и сумма необходимых инвестиций.
Рекомендация: важно указать примерные объемы продаж с учетом трат на реализацию идеи. Оцените прибыли и убытки, а также проанализируйте движение денег. Сделайте расчет рентабельности вашего стартапа. Не забывайте о налогах на прибыль.
Статья "Как разработать финансовую модель своего стартапа для инвестора"
Анализ рисков
Важно не только прогнозировать прибыль, но и оценивать возможные риски. В разделе указывается четкая стратегия по решению возникших проблем.
Рекомендация: выявите общие внутренние опасности для вашего бизнеса. Укажите меры, которые вы выработали для уменьшения рисков, а также сотрудников, ответственных за эти действия. Оцените вероятность возникновения тех или иных рисков и возможные финансовые последствия.
Прогнозы
Прогнозирование – важная часть. Оно предполагает наличие стратегии ведения бизнеса. Важно уметь планировать свои потребности, не выпадая из конкурентоспособной ниши. Необходим анализ прошлых показателей и выявление закономерных путей развития.
Рекомендация: следует отразить общие финансовые показатели и прогноз на будущее. Анализ для лучшего восприятия желательно представить с таблицами и графиками.
Приложения
Здесь можно разместить дополнительные параметры развития бизнеса, экспертные мнения, инфографики и фото.
Рекомендация: укажите все, что не вошло в основные разделы, если считаете эту информацию полезной для инвесторов.
Нужно понимать, что каждый бизнес-план уникален и приведенные выше пункты носят рекомендательный характер. Вы сами можете что-то добавлять или менять, подстраивая его под собственный бизнес-проект.
Но не стоит полагать, что ваш план необходим только инвесторам или банкам. Он так же важен и для вас, так как, составляя его, вы полностью погружаетесь в бизнес-процессы. В итоге вы получаете готовое руководство к действию.
Если вам требуется помощь в подготовке документов, необходимых для переговоров с инвестором, записывайтесь на бесплатную консультацию с экспертом: