Поиск
Узнать детали
Инвестиционная упаковка стартапов и бизнеса «под ключ»
Статья

Раунды инвестиций: от стадии идеи до IPO

Раунды инвестиций
Стартап, как и любой проект, проходит разные стадии - от зарождения идеи до выхода на смежные рынки и масштабирования. Каждая стадия имеет свои отличительные черты, уровень рисков, а главное - разное видение своих перспектив. 

Каждый инвестор имеет свое отношение к риску и желаемому профиту: одни, кажется, готовы работать с идеей на ранней стадии, которая может принести выгоду в десятки раз больше вклада, другие же вкладывают на поздней стадии, получая меньшую, но почти гарантированную выгоду. 

Поэтому до того, как искать инвесторов, советуем понять, на каком этапе становления находится ваш бизнес.


Что такое раунд инвестиций


Раунд - это этап привлечения средств на развитие бизнеса. Раунды подразделяются на ранние (pre-seed, seed, A) и поздние (B, C, D). Стартапом обычно называют бизнес на ранних раундах. Но в нашей статье мы опишем все стадии развития бизнеса, чтобы сформировать максимально полную картину. 

Важно понимать, что бизнесу не обязательно проходить все виды раундов - всё зависит от того, на какой стадии находится проект. Более того, бывает, что стартап повторно проходит один и тот же раунд - так происходит, например, когда все силы были брошены на проверку гипотезы, которая оказалась неверной. 

Этапы развития компании


Каждая из стадий предполагает разный уровень риска: чем моложе проект, тем выше неопределенность и шанс провала. Поэтому размер привлекаемого капитала и цели его привлечения на разных этапах будут отличаться. На ранних стадиях задача - вывести продукт на рынок, найти своих покупателей, а на поздних речь идет о наращивании доли рынка и росте прибыли. 


Идея стартапа


Раунд инвестиций: Pre-Seed.
Приблизительный объем инвестиций на этом этапе - до 50 000 $.

Основатели формулируют суть идеи и проблему аудитории, которую проект будет решать. Денежный поток отсутствует. На стадии идеи не приходится говорить о крупных инвестициях, так как проект нуждается, в первую очередь, в детальной проработке концепции продукта и изучении целевой аудитории. 

Источники инвестиций и инструменты поддержки:
  1. Собственные средства и FFF (friends, family & fools).
  2. Бизнес-инкубаторы.
  3. Акселераторы
  4. Краудфандинг.


Посев


Раунд инвестиций: Seed.
Примерный объем инвестиций - от 50 тыс. до 100 тыс. $.

На этапе посева формируется команда и бизнес-модель, прорабатывается прототип продукта. На этом этапе стартап привлекает деньги на разработку MVP (минимально жизнеспособного продукта) и его тестирование. Денежный поток пока отсутствует или отрицательный.

Источники инвестиций и инструменты поддержки:
  1. Бизнес-ангелы.
  2. Бизнес-инкубаторы.
  3. Акселераторы.
  4. Гранты на научно-исследовательские разработки.


Стартап


Раунд инвестиций: А.
Примерный объем инвестиций: от 100 тыс. до 1 млн $.

Производятся первые партии продукта или запускается рабочая версия сервиса, происходит тестирование на одном или нескольких сегментах аудитории, определяются оптимальные каналы продаж. Денежный поток отрицательный. К концу этого этапа проект готов перейти к  стадии роста.

Источники инвестиций и инструменты поддержки:
  1. Бизнес-ангелы.
  2. Венчурные фонды ранних стадий.
  3. Акселераторы.
  4. Гранты на развитие.


Рост


Раунд инвестиций: А, В.
Примерный объем возможных инвестиций - от 500 тыс. до 50 млн $.

Расширяется команда, в полную силу запускается маркетинг в наиболее эффективных каналах, растет доля продукта на рынке. Денежный поток может стать положительным.

Источники инвестиций и инструменты поддержки:
  1. Бизнес-ангелы.
  2. Венчурные фонды.
  3. Фонды прямых инвестиций
  4. Гранты на развитие и коммерциализацию.


Экспансия


Раунд инвестиций: B, C.
Примерный объем возможных инвестиций - от 10 млн $ 

Этап экспансии характеризуется расширением географии присутствия компании. Рост бизнеса происходит за счет захвата новых аудиторий и перераспределения рынка. Выручка от продаж растет высокими темпами, денежный поток положительный.  

Источники инвестиций и инструменты поддержки:
  1. Венчурные фонды и фонды прямых инвестиций.
  2. Корпоративные фонды.
  3. Займы, лизинг, кредитование в банках. 


Зрелость


Раунд инвестиций: C, D, IPO.
Примерный объем возможных инвестиций - от 50 млн $.

Это стадия, на которой бизнес наконец-то может демонстрировать устойчивость и прогнозируемый денежный поток. Выручка от продаж стабильна, рост незначителен, необходим поиск новых точек роста. Денежный поток стабилен и положителен. 

Источники инвестиций и инструменты поддержки:
  1. Займы и кредиты, лизинг.
  2. Фонды прямых инвестиций.
  3. Слияния и поглощения (M&A).
  4. IPO (выпуск акций на фондовой бирже).


Подведем итоги:

1) Набор доступных источников финансирования зависит от стадии развития стартапа и его текущего состояния. Чем компания старше, крупнее по объему продаж и прибыли, тем больше вариантов ей доступно, а стоимость привлечения капитала будет ниже. И наоборот — чем моложе компания, тем выше риски: инвесторы захотят получить более высокую доходность.

2) Венчурные фонды, как правило, готовы рассматривать проекты с уже запущенными продажами и сформированной командой. Если продаж и команды еще нет - стоит обратиться в акселератор или подать заявку на грант.

3) Размер привлекаемых инвестиций растет по мере роста стартапа. На начальных стадиях инвесторы не готовы вкладывать крупные суммы в проверку ваших идей, но после подтверждения их состоятельности - чеки кратно увеличиваются. 
акселераторы венчурные фонды привлечение инвестиций гранты