Этот метод довольно прост с точки зрения расчетов, его называют еще “методом мультипликаторов”. Мультипликатор - это коэффициент, который показывает отношение стоимости компании к некому базовому показателю. Например, мультипликатор к выручке, равный 3, говорит о том, что стоимость компании оценивается в 3 ее годовых выручки. А мультипликатор к прибыли, равный 5, показывает, что компанию оценили в 5 годовых прибылей.
Какой мультипликатор применить для оценки своего бизнеса, подскажет конкурентный анализ или анализ сопоставимых компаний. Но придется приложить усилия: нужно сделать подборку бизнесов, выставленных на продажу, из вашей ниши и близких к вашему по масштабам. А для оффлайн-бизнеса - желательно еще и из вашего региона.
Информацию о продаже аналогичных компаний можно найти на специальных площадках - Avito, Циан, Бизторг и подобных им. На втором шаге нужно будет выяснить финансовые показатели компаний из вашей подборки, удобнее всего для этого пользоваться
сервисом Федеральной налоговой службы. И на последнем шаге вычисляем сами мультипликаторы для каждой компании, разделив цену продажи на ее годовую выручку или операционную прибыль. Среднее арифметическое по всем мультипликаторам из подборки можно применить уже к собственным финансовым показателям и таким образом рассчитать оценку.
Преимущество сравнительного метода оценки - в относительной простоте расчетов, поэтому он довольно популярен на практике. Однако есть и минусы - сложности с поиском информации о цене продажи бизнесов из некоторых ниш (например, для онлайн-бизнеса) и их финансовых показателях. Кроме того, этот метод, как и затратный,
не учитывает потенциал роста и масштабирования вашей компании. Хотя, вполне возможно, что как раз для этой цели вы привлекаете инвестиции и делаете оценку, и не учесть будущий рост в оценке - значит, существенно занизить ее.
Пример. Оцениваем некий оффлайн-бизнес с годовой выручкой в 19 млн рублей и операционной прибылью до уплаты налогов 8,2 млн рублей. Для этого в публичных источниках подбираем 5 сопоставимых компаний, выставленных на продажу, из нашей ниши и региона. Вычисляем мультипликаторы по выручке и операционной прибыли, разделив на них цену продажи каждой компании. Получаем усредненные коэффициенты, которые можем применить уже к собственным цифрам по выручке и прибыли.
Оценка сравнительным методом = (Выручка Х Мультипликатор по выручке + Прибыль Х Мультипликатор по прибыли) / 2 = (19 Х 2,1 + 8,2 Х 4,1) / 2 = 37 млн рублей