27 СЕНТЯБРЯ 2022

Сколько на самом деле стоит ваш бизнес?

Три самых популярных метода оценки стоимости компании и онлайн-калькулятор для расчета

Автор: Наталья Джораева, эксперт по корпоративным финансам и инвестициям, основатель информационного сервиса Get-Investor.ru. Опыт работы в финансах более 15 лет, руководящие должности в группе АФК Система и штаб-квартире Евросети. Консультант 300+ стартапов и компаний малого бизнеса. Эксперт года по версии StartHub-2021 (Агентство инноваций г. Москвы), преподаватель образовательных программ «GenerationS» и StartHub.
Каждый предприниматель рано или поздно задумывается над тем, сколько стоит его компания. Сценарии могут быть самые разные: полностью продать бизнес и переключиться на новую сферу, привлечь инвестиции за долю в компании и масштабировать бизнес или самому для себя понять, сколько стоит созданный тобой актив и как можно увеличить его стоимость.

Предлагаю разобраться, какие подходы чаще всего применяются на практике к оценке бизнеса, и посчитать примерную стоимость своей компании с помощью простого калькулятора.


Содержание:

Затратный метод
Сравнительный метод
Доходный метод
Подведение итогов
Забегая вперед, отмечу, что в реальных переговорах никогда не бывает единственно правильной оценки, которую нельзя было бы оспорить, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Имеет значение даже то, насколько срочно вам нужно провести сделку и кому в принципе эта сделка нужнее: вам или покупателю. 
Поэтому, готовясь к переговорам с потенциальными инвесторами, рекомендую придерживаться двух правил:

1. Стремиться к тому, чтобы расширить круг покупателей/инвесторов, не замыкаться на одном-двух. При этом учитывайте фактор дополнительной выгоды для потенциального инвестора - так, компания, которая получит синергетический эффект от покупки вашего бизнеса, скорее всего будет готова заплатить более высокую стоимость при прочих равных условиях.

2. Заранее подготовить убедительные аргументы в обоснование своей оценки, чтобы уверенно защитить ее во время переговоров.

Об аргументах для обоснования оценки мы и поговорим далее.

Затратный метод

На практике этот метод обычно используется для оценки капиталоемких бизнесов с дорогостоящими активами на балансе: недвижимостью, оборудованием и так далее. 

Суть метода состоит в том, чтобы оценить, сколько останется имущества у компании, после того, как она расплатится за счет него по своим внешним долгам и обязательствам: с подрядчиками, сотрудниками, поставщиками и банками. Этот остаток и будет оценкой бизнеса. Из описания очевиден главный минус метода: он не учитывает созданные вами наработки в виде клиентской базы, уникальных конкурентных преимуществ и в целом будущие перспективы роста. 

Поэтому подойдет, в первую очередь, тем бизнесам, которые не планируют какого-то существенного развития, обладают более-менее значимым имуществом и не обременены высокими долгами.

Разумеется, все цифры в расчете должны подтверждаться данными бухгалтерского и/или управленческого учета компании: перед сделкой покупатель обязательно их проверит.

Пример. Небольшое производственное предприятие уже 2 года владеет оборудованием, стоимость которого с учетом износа составляет 15 млн рублей. Кроме того, на складе имеется готовая продукция на сумму 3 млн рублей, от клиентов ожидается оплата за поставленную ранее продукцию на сумму 4,5 млн рублей, а на расчетном счете есть 500 тысяч рублей. При этом компания еще не до конца расплатилась по кредиту, который брала на покупку оборудования, долг по кредиту - 10 млн рублей. Задолженность перед поставщиками сырья для производства составляет 1,5 млн рублей. 

Оценка затратным методом = Активы - Пассивы = 15 + 3 + 4,5 + 0,5 - 10 - 1,5 = 11,5 млн рублей.

Сравнительный метод

Этот метод довольно прост с точки зрения расчетов, его называют еще “методом мультипликаторов”. Мультипликатор - это коэффициент, который показывает отношение стоимости компании к некому базовому показателю. Например, мультипликатор к выручке, равный 3, говорит о том, что стоимость компании оценивается в 3 ее годовых выручки. А мультипликатор к прибыли, равный 5, показывает, что компанию оценили в 5 годовых прибылей.

Какой мультипликатор применить для оценки своего бизнеса, подскажет конкурентный анализ или анализ сопоставимых компаний. Но придется приложить усилия: нужно сделать подборку бизнесов, выставленных на продажу, из вашей ниши и близких к вашему по масштабам. А для оффлайн-бизнеса - желательно еще и из вашего региона.

Информацию о продаже аналогичных компаний можно найти на специальных площадках - Avito, Циан, Бизторг и подобных им. На втором шаге нужно будет выяснить финансовые показатели компаний из вашей подборки, удобнее всего для этого пользоваться сервисом Федеральной налоговой службы. И на последнем шаге вычисляем сами мультипликаторы для каждой компании, разделив цену продажи на ее годовую выручку или операционную прибыль. Среднее арифметическое по всем мультипликаторам из подборки можно применить уже к собственным финансовым показателям и таким образом рассчитать оценку.

Преимущество сравнительного метода оценки - в относительной простоте расчетов, поэтому он довольно популярен на практике. Однако есть и минусы - сложности с поиском информации о цене продажи бизнесов из некоторых ниш (например, для онлайн-бизнеса) и их финансовых показателях. Кроме того, этот метод, как и затратный, не учитывает потенциал роста и масштабирования вашей компании. Хотя, вполне возможно, что как раз для этой цели вы привлекаете инвестиции и делаете оценку, и не учесть будущий рост в оценке - значит, существенно занизить ее.

Пример. Оцениваем некий оффлайн-бизнес с годовой выручкой в 19 млн рублей и операционной прибылью до уплаты налогов 8,2 млн рублей. Для этого в публичных источниках подбираем 5 сопоставимых компаний, выставленных на продажу, из нашей ниши и региона. Вычисляем мультипликаторы по выручке и операционной прибыли, разделив на них цену продажи каждой компании. Получаем усредненные коэффициенты, которые можем применить уже к собственным цифрам по выручке и прибыли. 

Оценка сравнительным методом = (Выручка Х Мультипликатор по выручке + Прибыль Х Мультипликатор по прибыли) / 2 = (19 Х 2,1 + 8,2 Х 4,1) / 2 = 37 млн рублей

Доходный метод

Доходный метод, как следует из названия, основан на прогнозе будущих денежных потоков по проекту. Это тот метод оценки, который позволяет в полной мере учесть и потенциал масштабирования, и наработанные компанией нематериальные активы - ноу-хау, клиентскую базу, профессиональную команду, то есть все то, что поможет воплотить в жизнь стратегию роста.

Проще говоря, это оценка на основе финансовой модели, которая представляет собой детальный финансовый прогноз на 3-5 лет. Иногда срок прогноза может быть и больше, в зависимости от стадии развития компании и отрасли.
Финансовая модель — это гибкий финансовый план вашего бизнеса, построенный в «эксель». Финмодель включает в себя ключевые вводные параметры, такие как план продаж, ценовая политика, прогноз найма новых сотрудников, план закупки оборудования и т. д. Затем на основе этих вводных рассчитывается прогноз доходов и расходов, в том числе налоговые выплаты. Если в работе с поставщиками и клиентами используется отсрочка оплаты или предоплата, то считается также потребность в оборотном капитале. Оборотный капитал — это деньги, которые потребуются вам, чтобы поддерживать складские запасы и/или производственный процесс, пока не поступили платежи от клиентов.
Финансовая модель должна быть интерактивной, чтобы при изменении исходных параметров все расчеты автоматически пересчитывались, а на выходе формировался прогноз финансовой отчетности:

  • Отчет о прибылях и убытках — для понимания масштабов продаж и уровня прибыльности.
  • Отчет о движении денег — для понимания размеров кассового разрыва. Кассовый разрыв — это сумма, на которую ваши расходы за период (например, месяц) превышают поступления. Величина кассового разрыва и есть та сумма инвестиций, которая требуется проекту для реализации его планов.

Суть метода такова: плановый денежный поток компании дисконтируется, то есть уменьшается, на стоимость привлечения в проект инвестиций — так называемую ставку дисконтирования. Ставка дисконтирования — это минимальный уровень доходности, на который рассчитывает инвестор при вложении капитала в компанию с учетом всех рисков и инфляции. Для стартапов это обычно 30% и выше, для более зрелых бизнесов - 15-20%

Далее делается предположение о темпе ежегодного прироста денежного потока за пределами взятого в модели периода. Ведь мы рассчитываем, что бизнес и через три года продолжит приносить доход.

Денежный поток за последний прогнозируемый год, предполагаемый темп его прироста впоследствии и ставка дисконтирования дают нам оценку проекта за горизонтом планирования — так называемую терминальную стоимость. Сумма, которая останется после дисконтирования денежного потока на горизонте трех прогнозных лет с учетом терминальной стоимости, и покажет итоговую оценку проекта.
В чем преимущество данного метода? Финансовая модель, в отличие от оценки на основании фактических данных, дает четкое представление о стратегии компании, ключевых факторах, влияющих на продажи и прибыль, и ваших бизнес-приоритетах. И помогает учесть эти факторы в оценке, даже если прямо сейчас бизнес еще не генерирует существенный денежный поток.
Это способ для основателя бизнеса сформировать более четкую переговорную позицию, дать инвестору комфорт и понимание драйверов роста вашего проекта.

На первый план оценке бизнеса на основе финмодели выходят ваши аргументы в обоснование вводных для этого прогноза. План должен быть реалистичным, основанным на вашем понимании рынка и бизнес-модели, но при этом и достаточно амбициозным, чтобы отразить в оценке потенциал компании.

Пример. Компания построила финансовую модель, результатом которой стал представленный ниже прогноз денежных потоков. Инвестор готов вложиться в проект, если доходность на инвестиции составит не менее 30% годовых. Такую ставку дисконтирования мы и будем использовать в расчетах. Темп прироста денежного потока за горизонтом планирования консервативно оценим в 1% год к году.

Оценка бизнеса исходя из представленного ниже прогноза составляет 32,7 млн рублей, автоматический расчет можно посмотреть в нашем калькуляторе (ссылка на калькулятор в конце статьи).

Подведем итоги

Итак, мы рассмотрели 3 основных подхода, которые используются на практике для оценки бизнеса. Каждый метод имеет свои плюсы и минусы: применяйте несколько методов параллельно для взаимной проверки и достижения оптимального значения оценки.
Вот несколько рекомендаций предпринимателю, который планирует привлечение инвестиций или продажу доли (или всего) бизнеса, чтобы избежать необоснованно низкой оценки:

  1. Используйте методы оценки, наиболее подходящие для вашей ниши и стадии развития бизнеса.
  2. Будьте готовы защищать свои цифры и логически обосновать и подтвердить любую вводную.
  3. Знайте и учитывайте свою оценку, но будьте готовы услышать и аргументацию второй стороны - вашего потенциального инвестора.
  4. Правильно выбирайте инвесторов - оценка одной и той же компании скорее всего будет отличаться для разных покупателей.
Скачать калькулятор для оценки бизнеса по ссылке.

Если вам нужна помощь в оценке вашего бизнеса или переговорах с инвестором, записывайтесь на бесплатную консультацию с экспертом, мы ответим на любые вопросы:


Подписывайтесь на еженедельную рассылку с обзорами событий венчурного рынка и новых публикаций Get-Investor.ru.

Присоединяйтесь к нам в TelegramВконтакте, Дзен.

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности