• /
  • /
14 ЯНВАРЯ 2022

«Стартап на миллиард»: как запустить и масштабировать свой проект

По статистике, 97 % стартапов не справляются с привлечением новых инвестиций, а 80 % не доживают до «выхода». Чтобы не попасть в их число и создать успешный проект, надо уметь оценивать риски, привлекать инвестиции и выстраивать эффективную систему маркетинга, продаж и управления.
Photo by Nastya Dulhiier on Unsplash
Книга «Стартап на миллиард» – это пошаговое руководство, которое поможет вам запустить собственный диджитал-проект. В ней содержатся различные техники, советы и ответы на распространенные вопросы управленцев, основателей, инвесторов и менеджеров.

Авторы на практике знают, с какими проблемами сталкивается большинство проектов, что их тормозит и не дает масштабироваться.

Об авторах

Максим Спиридонов – инвестор, предприниматель, автор книг и спикер. Построил полтора десятка компаний в качестве стартап-менеджера, привлекал миллионные инвестиции и успешно продавал созданные проекты.

Вырастил с нуля образовательный холдинг "Нетология-групп" и достиг выручки в миллиарды рублей. Постоянно делится своим опытом и знаниями на разных площадках. Ведет свой ютуб-канал, телеграм-канал и подкаст "Рунетология".

Вячеслав Макович – практикующий стартап-трекер, предприниматель, консультант и преподаватель. Основатель онлайн-инкубатора "10incubator", который помогает экспертам и топ-менеджерам создать и развить свой бизнес, сооснователь венчурной инвестиционной компании AAA Trust, создатель Агентства личного брендинга SLV.

Принимал участие в развитии таких проектов, как "InReality", "Нетология", "РВК", "Политех", "GeekBrains", "Газпромнефть", "РосАтом", "20.35 Университет НТИ". Делится своим опытом в блоге  и в книгах об осознанном предпринимательстве. 

Их совместная работа поможет вам создать свой успешный диджитал-стартап и многократно вырасти в прибыли.

Метод работы

Авторы уделяют большое внимание прикладным механикам
  • разработки продуктов
  • привлечения венчурных инвестиций
  • выстраивания систем управления, продаж и маркетинга. 
Книга состоит из 6 частей, каждая из которых представляет собой набор актуальных вопросов с принципами, инструментами, пошаговым алгоритмом и примерами их решения. Главы дополнены специальными шаблонами, которые предлагается скачать с сайта книги http://startupbook.spiridonov.ru.

Шесть частей книги – шесть опор стартапа, которые разбирают авторы:

  1. Основатели. Для тех, кто хочет понять роль основателя проекта и то, как выполнять ее эффективно.
  2. Начало. В этой части собраны инструменты, которым помогут найти, оценить и развить бизнес-идею вашего стартапа.
  3. Деньги. Научитесь привлекать инвестиции и понимать мир бизнеса через финансы.
  4. Продажи и маркетинг. С помощью практических инструментов привлечете клиентов и выстроите с ними прочные отношения.
  5. Продукт. Благодаря этой главе сможете выстроить процесс создания продукта, что особенно полезно тем, кто не специализируется на технической части.
  6. Люди. Прокачаете свой навык управления, чтобы грамотно использовать главный ресурс и инструмент развития вашего бизнеса.

Полезные практики и рекомендации

Приведем примеры рекомендаций авторов – опытных предпринимателей по шести главным опорам создания успешного стартапа.


Что фаундеру стоит знать перед запуском
В каждом предпринимателе совмещены три роли: собственник, руководитель и исполнитель.

У основателей три ключевые задачи: сформулировать вдохновляющую идею, обеспечить команду необходимыми ресурсами и сохранить намеченный вектор.

Создавайте стартап, если понимаете рынок, готовы работать вдолгую и хотите преобразовать мир, а не только обогатиться.

Подумайте, готовы ли вы брать на себя ответствовать, рисковать, жить в неопределенности, воспринимать проблемы как вызов и много работать.

Бизнес надо строить как систему. В идеале бизнес должен стать продуктом, который постоянно генерирует и увеличивает выручку.

Не стоит излишне "влюбляться" в идею, мыслите трезво, исследуйте рынок.

Не идите на компромисс при найме сотрудников, сотрудничая неквалифицированными людьми.

Разработайте систему и придерживайтесь ее, ваши управленческие решения не должны быть хаотичными и противоречивыми.

Следите за трендами и изучайте опыт других компаний и руководителей. Всегда учитесь, не бойтесь перенимать.

У каждого есть два актива: личный бренд и круг общения, научитесь их использовать.


Как реализовать свою идею
Не стремитесь найти идеальную бизнес-идею, ищите то, чем вы готовы заниматься годами.

Идея – продолжение вас и вашего опыта. 

Если вы не готовы развивать идею, видоизменять, вносить новшества, она обречена на провал.

Уметь отказываться от идей не менее важно, чем уметь искать их.

Чтобы отобрать "хорошую" идею, надо установить критерии оценки. Они могут быть субъективными, но не забывайте о главном: идея должна быть масштабируемой.

Ведите дневник идей и ищите их, а не выдумывайте.

Есть несколько способов найти идею: столкнуться с проблемой и найти ее решение, скопировать и адаптировать, преобразовать хобби или работу в бизнес, коммерциализировать свои разработки, найти партнера с идеей.


Как оценить бизнес-идею
Идея может и должна меняться, так как вы получаете новые знания и опыт.

Идеальной идеи не существует, но вы можете оценить свою по двум параметрам: соответствие вашим ценностям, целям, интересам и соответствие рынку.

Чтобы бизнес-идея приобрела понятный вид, задайте себе вопросы: какие проблемы клиента вы решаете? за что вам будут платить деньги? какая ЦА? как привлечь клиентов и выделиться среди конкурентов? в какую сторону расширяться?

Технология – это не продукт, а инструмент. Вы можете воспользоваться ею, как пожелаете, но помните, что надо конкретизировать идею и ее ценность.

Наличие рынка – это не когда есть похожие товары и услуги, а когда потребители заинтересованы в этом и готовы платить.

Чтобы проверить реализуемость идеи, изучите аналоги на рынке, поговорите с техническими спецами из этой сферы, обратитесь к потенциальным поставщикам и подрядчикам, создайте прототип.


Как оценить рынок и конкурентов
Для начала определитесь с сегментом, где хотите запускаться и строить стартап. Затем оцените заинтересованность аудитории.

Способ №1: используйте вторичные источники для исследований. Изучите статистику из открытых источников, частоту поисковых запросов, отчеты и пресс-релизы конкурентов, отраслевые СМИ.

Способ №2: оцените объем потребления. Выясните размер потенциальной аудитории, средний чек, среднее количество покупок за определенный период. Учтите праздники и сезонность.

Способ №3: оцените объем продаж. Здесь вам помогут публичные отчеты конкурентов. Узнайте и умножайте следующие показатели: количество компаний, среднее количество продаж за период и средний чек.

Способ №4: изучите зарубежный рынок, локальный или смежный, чтобы провести аналогию.

Читайте прогнозы от специалистов и аналитиков в своей отрасли, чтобы спрогнозировать динамику рынка.

Конкуренты – не враги, а показатель того, что есть спрос. У опытных конкурентов можно многому научиться.

Изучайте тактику и стратегию конкурентных компаний, их отчетность, сайты, продуктовую линейку, способы продвижения и выступления.


Как провести кастдев
Кастдев (от англ. customer development) – это процесс, когда вы тестируете бизнес-модель на потенциальных клиентах. Это нужно, чтобы оптимизировать риски перед реальным запуском.

Цель бизнеса – заработать денег, цель стартапа – найти ту самую бизнес-модель, которая принесет деньги и успех.

Убедитесь, что люди нуждаются в вашем продукте и готовы за него платить. И подтвердите, что продукт действительно решает проблему потребителя и является полезным.

Выявите проблему у определенного сегмента потенциальной аудитории. Это можно сделать через проблемные, экспертные интервью и опросы.

Получить отрицательные отзывы – это не плохо, просто часть бизнеса и возможность улучшить свое предложение. Плохо – когда вы уже вложили деньги, а отзывы получили слишком поздно.

Чтобы ваш стартап развивался и рос, постройте систему и регулярно тестируйте гипотезы.


Как избежать ошибок
Никак. Ошибки будут, и это нормально. Научитесь видеть возможности и опыт в своих ошибках, а не отчаиваться и опускать руки.


Как составить финансовый план
Чтобы контролировать и анализировать процессы внутри стартапа, вам нужны цифры и отчеты, а точнее, финансовый план, который будет мерилом успеха и вектором для развития.

Финансовый план – это отчет о прибыли и убытках, который составляется обычно на 2-3 года.

Для начала спрогнозируйте доходы и расходы, в последнем не забудьте учесть фонд оплаты труда.

Когда сделан учет примерных доходов и расходов, рассчитайте рентабельность, чистую прибыль, чистую прибыль с нарастанием.

Для маркетинговых расходов выделите три части: оплата CRM и сервисов, полиграфия и комплексное продвижение на различных площадках.

Частые ошибки при составлении финансового плана: неточность, чрезмерная или недостаточная детализация, слишком короткий или длинный горизонт планирования, необоснованность.


Как привлечь инвесторов
Инвестор платит не за идею или команду, он покупает возможную прибыль, поэтому расскажите, как он сможет заработать, а не какие вы все замечательные.

Не просите, а предложите продуктивное и перспективное партнерство, где все будут в выигрыше.

Финансирование может быть в нескольких форматах: займ, инвестиция за долю и безвозмездно.

Привлекайте инвесторов, когда другие варианты не сработали или уже опробованы.

Дополнительные источники финансирования: предпринимательские конкурсы, гранты, краудфандинг, акселерационные программы, ICO.

Ищите инвесторов разными путями: через общих знакомых, сайты, почту, базы инвесторов, мероприятия, конкурсы, сообщества и рекламу.

Чтобы общение стало более конкретным, подготовьте документы: одностраничник, инвестиционный тизер, финансовый план, план развития продукта, расчеты юнит-экономики и операционный план.

Чтобы получить финансовые вливания, надо перепробовать множество методов, встретиться и созвониться с сотнями людей и, главное, хорошо подготовиться и не останавливаться.


Как привлечь клиентов
Чтобы привлечь клиентов, определитесь с ЦА, посылом и местами донесения посыла.

Постоянно тестируйте рекламу, разные сегменты ЦА и креативы, чтобы выявить наиболее эффективные.

Не взваливайте все на себя, а наймите опытного маркетолога. Пробуйте разные методы, сначала стандартные, но не бойтесь экспериментировать.

Определитесь, как будете собирать лиды и привлекать людей. Это может быть рассылка, таргет, контекстная реклама в поисковиках, реклама в сообществах и у блогеров, звонки, флаеры, билборды и др.

Действуйте осознанно, а не наугад, и анализируйте полученные показатели.

Чем книга может вам помочь

Этот обзор – малая доля той полезной информации, которую вы получите при прочтении. Каждая страница – кладезь знаний, основанных на опыте Максима Спиридонова и Вячеслава Маковича.

Книга «Стартап на миллиард» будет полезна начинающим предпринимателям, действующим руководителям стартапов, менеджерам и инвесторам. 

Собранные в ней опыт и практики помогут вам оставаться конкурентоспособным, выживать в кризисы, видеть возможности, постоянно развиваться и финансово расти.

Авторы отвечают на вопросы о подготовке, запуске и работе над стартапом. Изучив и применив предлагаемые инструменты, вы научитесь искать и оценивать бизнес-идеи, составлять финансовый план, эффективно руководить стартапом, привлекать инвесторов и клиентов, разберетесь в юнит-экономике.

Купить книгу

Мы регулярно пополняем нашу Библиотеку для стартапа полезными книгами по самым актуальным для предпринимателей темам. Выбирайте, читайте и обязательно применяйте на практике!

Мы поможем разработать грамотную финансовую модель вашего проекта по стандартам ведущих инвестфондов и банков.

Подпишитесь на рассылку с обзорами новых материалов Get-Investor.ru.

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности