• /
  • /
13 ОКТЯБРЯ 2021

Как стартапам выстраивать коммуникации внутри команды и вовне?

Пять пунктов на заметку каждому фаундеру
Photo by Andrea Piacquadio Pexels

Автор: Ирина Яшина, стартап-консультант (самые ранние стадии развития), создатель сообществ WeVenture и LadiesWho.Tech.
Связаться с Ириной: irinayashina.ru
Стартап работает в  быстро изменяющейся среде. В такой, в первую очередь, нужно создать и вывести на рынок тот продукт или сервис, который будет востребован здесь и сейчас. Команда фокусируется на продукте, и поэтому часто страдают все остальные функции - и финансы, и HR, и все связанное с “relations” (с отношениями, то есть): с инвесторами, партнерами, сотрудниками и даже клиентами… 

Как не упустить коммуникации из виду? И при этом не строить громоздкие “корпоративно-подобные” системы? И в результате получить нужную репутацию внутри и вне команды? 

Для своих подопечных стартапов я привожу пять основных рекомендаций для коммуникаций на разных уровнях.

Первое - регулярность

Простое правило, которому часто сложно следовать. 

Какие ритмы полезны внутри команды стартапа?

  1. Старая-добрая общая планерка (еженедельно)
  2. Встреча / обед / звонок по блоку задач (по маркетингу / производству/ проч)
  3. Совет директоров (раз в месяц, можно проводить без излишних бумаг по регистрации участников и выборов председателей собрания. Но желательно с письменно зафиксированными выводами встречи)
  4. Стратсессия команды или управляющей командой (раз в квартал / полгода)
  5. "Стратсессия" (за ужином, например) с партнерами (оффлайн - раз в квартал)

Второе - составление гибких карт коммуникаций (если применимо)

Карта коммуникации — это набор базовых скриптов, которым следует стартап во взаимодействиях с определенными категориями партнёров, инвесторов и клиентов.

Но ценность заключается не в том, чтобы просто написать скрипт, а включить в него такие принципы:

1. Чистота, ясность
2. Универсальность понимания (доступность всем сотрудникам в компании)
3. Использование разных языков (чаще всего русского и английского, но если есть специфичные европейские рынки, то их языки тоже должны быть включёны в скрипт)
4. Свойства алгоритма, то есть карта коммуникации строится по принципу mind map (текстовые блоки со стрелками-взаимосвязями). Есть возможность уйти далеко вперёд, но и вернуться на два шага назад.

В последнее время многие стартапы строят такие карты в сервисе Miro (по шаблону mind map). Например, раскладывают тексты, которые стартап пишет партнерам/ клиентам/ инвесторам. В одном блоке - интро-письмо, потом “развилка” из стрелок и, в зависимости от ответа, другой текст или действие. 

Третье - использование глубоких образов / культурных референсов

Как стартапы используют образы с глубоким смыслом или образами из культуры?
Всё просто! Использование культурных референсов позволяет создать общую интонацию коммуникаций и сформировать способы взаимодействия.

Стартапы могут брать за основу взаимодействия сказки/успешные образы и активно их транслировать. Использовать их можно совершенно по-разному. Можно выбрать сказку “Теремок” для постепенной скорости бизнес-развития. А можно - биографию Илона Маска для выстраивания обучающей программы для клиентов или сотрудников.

Как это помогает? Во-первых, верхнеуровнево - создавать типовые скрипты и рекомендации (например, ставить приоритетом личные встречи общению по телефону). Во-вторых, это позволяет делать выбор в ситуации конфликта или сомнения. Культурные референсы - это не только жесткая вербальная характеристика, но и контекст, создаваемый даже двумя словами. Подумайте - если скажут “мы как крестные феи” - сколько может быть под этим ассоциаций? 

Но если референсы - это пока рискованно сложно в понимании и подборе, то можно остановиться на осознанном выборе некоторых принципов коммуникации. Например, при выборе уровня дистанцирования: диалог идет в глубоко уважительном смысле (обращение на «вы») или же, наоборот, использование более неформального стиля (и тогда обращение ко всем на «ты»).

Четвертое - учет поколенческих разниц 

Да, в команде могут быть люди одного поколения (хотя советую выбирать разных - это позволит шире посмотреть на пользователей и продукт). Но однозначно из разных поколений будут ваши партнеры, инвесторы, клиенты… 

Что делать? 

  1. Изучить гигиену общения разных поколений (самый простой пример - с бебибумерами (рожденными в период 1940-1960 гг.) обращаться по имени-отчеству, а вот с “иксами” (1960-1985 гг. рождения) в России без “стеба” далеко не уедешь).
  2. Следовать правилу в своих коммуникациях - “всем понравиться невозможно, главное - никого не обидеть”.
  3. Если хотите воздействовать на определенную аудиторию - то использовать поколенческие ценности вспомогательно (например, если идете к миллениумам на встречу (1985-2002 гг. рождения), то обязательно позаботьтесь о красоте дизайна презентации).

Пятое - технологические инструменты тоже полезны

И куда без них в наше время? Что можно использовать уже сегодня:

  1. Grammarly (для проверки синтаксиса и грамматики, особенно помогает на английском языке).
  2. MailTracker (для отслеживания статуса доставки емейла и его открытия. Часто может подтверждать спрос на тему - если адресат открыл сообщение и ничего не ответил).
  3. Snov.io / Hunter.io / Clearbit (для нахождения контактов по доменному имени - через парсинг социальных сетей).


Всем отличного и результативного общения!

Рекомендованное

Узнавайте первыми

Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности