1. Досудебный порядокМожно попробовать еще раз убедить Минцифры в правильности ваших доводов подав жалобу. Срок рассмотрения жалобы не более 15 рабочих дней, отправить ее можно через Госуслуги либо почтой. В жалобе должны быть указаны основания нарушения порядка аккредитации ведомством (
в п. 92 Административного регламента Минцифры указаны случаи, когда можно обращаться с жалобой).
По своему опыту и по анализу судебной практики, могу сказать, что данный путь чаще всего бесперспективен и все равно повлечет за собой обращение в суд. У меня был случай оспаривания лишения аккредитации, когда мы писали жалобу и в Минцифры, в налоговую и даже обращались к уполномоченному Президента. Результатов это не принесло, потеряли около трех месяцев: Минцифры отправляли в налоговую, там в свою очередь говорили о том, что все соблюдено. На мой взгляд, в досудебном порядке стоит обжаловать только параллельно готовя исковое заявление, чтобы получить более развернутый ответ о причинах отказа или аннулирования аккредитации.
2. Обратиться в судАктивные судебные разбирательства начались в этом году, лидером стали дела, когда владельцы бизнеса не предоставляли сведения о раскрытии налоговой тайны в установленном порядке — по коду ВКНД 20009.
Однако в большинстве случаев эти сведения предоставлялись в ином виде – в совокупности нескольких кодов, раскрывающих те же самые сведения. В этом случае компаниям удавалось отстоять свои права и вернуть себе статус, поскольку суд приходил к выводу о том, что необходимые сведения о доходах и среднемесячном размере выплат можно получить не только по коду 20009, но и по кодам 1100 и 1300 соответственно. Период обжалования и восстановления аккредитации занял у компаний в среднем 1 год.
Также в 2023 году появилась судебная практика, связанная с необходимостью наличия профильного сайта. Ряду компаний не удалось оспорить лишение статуса аккредитованной ИТ-компании ввиду того, что на сайтах отсутствовало подтверждение профильной деятельности в ИТ-области.
При подаче заявления на аккредитацию Минцифры могут выдать замечания по сайту, и в таком случае процесс аккредитации приостанавливается. Владелец компании получает время для их устранения. При необходимости ведомство само может связаться с вами и дать пояснения, это позволит быстро понять, что нужно исправить.
3. Подать на аккредитацию заново Количество попыток на повторную подачу на аккредитацию не ограничено. Всегда советую клиентам действовать параллельно: оспаривать и подавать новое заявление на аккредитацию одновременно для экономии времени. В моей практике был случай, когда пришлось подавать заявление несколько раз. Сначала из-за непрофильного ОКВЭД (у компании был верхнеуровневый, но в Минцифры требовали, чтобы все совпадало с требуемыми ОКВЭДами из Положения об ИТ-аккредитации), а после — из-за налоговой недоимки более 3 тысяч рублей. История закончилась успехом с третьей попытки, и компания получила долгожданную аккредитацию.
Резюмируя, идти в суд — это всегда долго, но делать это нужно в случае, когда восстановить аккредитацию, мимоходом что-то поправив, уже не получится. Или когда компания теряет льготы в налоговом периоде, так как при восстановлении аккредитации компания вправе произвести перерасчет по налогам и страховым взносам. Пользоваться досудебным порядком имеет смысл, когда собираетесь в суд для укрепления своей позиции. Параллельно всегда стоит пробовать подать на аккредитацию вновь, устранив недочеты. Пока это самый быстрый способ возврата статуса ИТ-компании.