14 АПРЕЛЯ 2023

Альтернатива стартапу: бизнес по франшизе

Обзор плюсов и минусов франчайзинга

Автор: Елизавета Роменская,
маркетолог FranchCamp
Согласно статистике, только 1 из 10 стартапов продолжает работать через год после запуска. В случае франшизы эти цифры существенно возрастают — количество «выживших» доходит до 8,6. С помощью проверенного и уже обкатанного проекта проще привлечь внимание инвесторов. Тем более что успешность бизнеса по франшизе в разы выше, чем у кейсов, запускаемых «с нуля». Предлагаем вашему вниманию обзор альтернативного пути для начинающего предпринимателя.


Содержание:

1. Преимущества франшизы
2. Недостатки франшизы
3. Как выбрать франшизу


Франшиза — это бизнес-модель, при которой одна компания (франчайзер) предоставляет другой компании (франчайзи) право на использование своего бренда, технологии, продуктов и услуг. Бизнес, основанный по франшизе, имеет ряд преимуществ и в целом привлекателен для инвесторов. Однако есть и «подводные камни». Но давайте обо всем по порядку.

Преимущества франшизы

1. Поддержка и обучение

Франчайзеры обычно предоставляют поддержку франчайзи во всех аспектах бизнеса, включая обучение, маркетинг, управление операциями и техническую поддержку. Это позволяет франчайзи быстрее запустить бизнес и улучшить его эффективность. В проекте FranchCamp мы собираем только такие франшизы, которые имеют хороший отдел развития и предоставляют поддержку своим партнерам. Например, у франшизы Altairika не только активный внутренний чат, в котором франчайзи делятся успехами и задают вопросы, но и представление от управляющей компании текстов публикаций по актуальным темам, которые франчайзи могут использовать в своих интернет-каналах. Два раза в год проводятся обучающие интенсивы и обмен опытом, когда все франчайзи собираются в одном месте на несколько дней. После таких встреч большинство партнеров значительно растет в показателях.

2. Брендовое признание

Бренды франшизы уже имеют устойчивую репутацию на рынке. Это дает франчайзи преимущество в конкурентной среде и повышает вероятность успеха. Например, если вы решите открыть бизнес по дополнительному образованию детей «Ромашка», у которого нет истории и доказательной базы, то доверие к вашему бренду придется формировать месяцами и годами. Другое дело, если вы открываете филиал «Фабрика предпринимательства. Дети», существующую уже 5 лет на рынке образования и работающую в 8 странах мира. Одно это позволит получить лояльность клиентов, ведь они смогут почитать отзывы, узнать о схеме работы других филиалов, навести справки у реальных посетителей.

3. Низкие издержки на рекламу

Так как бренд франшизы уже узнаваем и уважаем, франчайзи не нужно инвестировать большие суммы в рекламу. А часто маркетинговые материалы предоставляются головной компанией уже на основе проведенных исследований. Если говорить, например, о сфере общепита, то структура меню, предоставляемые блюда ( с технологией приготовления), сервировка и прочее — все это предоставляется в пошаговых инструкциях.

4. Лучшие условия закупки

Франчайзеры могут иметь лучшие условия закупки сырья, компонентов и оборудования благодаря объему закупок, что может снизить издержки франчайзи. Многие компании, связанные с поставкой продукции, делятся базой своих поставщиков или сами производят продукцию, предоставляя ее франчайзи на выгодных условиях.

5. Готовая бизнес-модель

Франчайзеры предоставляют франчайзи готовую бизнес-модель, что уменьшает риск неудачи. В ней уже просчитаны основные цифры, составлены прогнозы относительно имеющихся данных. Финансовая модель также рассчитана заранее, и в идеале при выполнении целевых показателей она должна сходиться. Мы рекомендуем заранее запрашивать у франчайзера и проверять финансовую модель на адекватность - это легко сделать, потратив немного времени.
Полное руководство по разработке финансовой модели для инвестора
6. Увеличенные шансы на успех

Франшизы обычно имеют высокий процент успешных франчайзи, что связано с готовой бизнес-моделью, поддержкой франчайзеров и уже узнаваемым брендом. Более того, управляющая компания заинтересована в том, чтобы вы становились успешнее и зарабатывали больше, ведь тогда зарабатывает и УК. Поэтому хорошие франшизы, дорожащие своей репутацией и строящие бизнес на перспективу, будут поддерживать вас во всех направлениях.

Недостатки франшизы

Хотя франчайзи имеет множество преимуществ, есть и ряд минусов, которые следует учитывать.

1. Высокие начальные инвестиции

Как правило, франчайзи должны заплатить за право использования бренда и бизнес-модели, а также для запуска бизнеса, что может быть довольно дорого. У разных франшиз разные инвестиции в зависимости от необходимого оборудования, требованиям к офису (если он нужен), первичной поставки продукции. Если называть средние цифры, то самый высокий чек и, соответственно, срок окупаемости у франшиз в сфере общепита, медицинских технологий. Большую часть инвестиций занимает подбор и ремонт помещения, но оно не всегда необходимо: например, уже упомянутая Altairika — это показ VR-энциклопедии с помощью очков виртуальной реальности. Для работы с этой франшизой нужны только очки и библиотека фильмов. Вопрос с помещением решается договоренностью со школами, и показы осуществляются в рамках уроков или дополнительных занятий. Соответственно, и инвестиций на эту франшизу понадобится гораздо меньше.

2. Высокие комиссионные платежи

Франчайзи обычно должны выплачивать комиссионные или роялти франчайзеру, что может снизить прибыль. Это плата за пользование брендом и технологиями, которые предоставляет головная компания. Возникает вопрос: а можно ли открыть бизнес самому и не платить роялти? Конечно, можно, но, как мы уже писали, выживаемость бизнеса по франшизе в 8 раз выше, чем у стартапов.

3. Ограниченная свобода действий

Франчайзи должны следовать определенным стандартам и процедурам, установленным франчайзером, что может ограничить их свободу в управлении бизнесом. Если вам передана определенная технология по приготовлению хот-догов, то вы не имеете право купить добавить новый соус, потому что об этом просят посетители. Вам придется сначала обговорить все с управляющей компанией, и только в случае согласия будут введены изменения.

4. Ограниченная свобода выбора поставщиков

Франчайзи обычно обязаны закупать продукты и услуги у определенных поставщиков, утвержденных франчайзером, что может ограничить их возможности по поиску лучших цен и качества товаров. Это обратная сторона: если вы хотите работать с проверенными подрядчиками, придется выбирать из списка, предоставляемого УК.

5. Ограниченные возможности для инноваций

Франчайзи не могут вносить значительные изменения в бизнес-модель или товарный знак без согласования с франчайзером. Это само собой разумеется, ведь вы приобрели права именно на данное ноу-хау, которое не было бы таковым, если бы в него могли вносить любые изменения. Хороший франчайзер отслеживает тренды и вводит изменения, если этого требует рынок, своевременно предоставляя вам обновления. У него доступ к гораздо большей выборке, чем у вас, но даже если в вашем конкретном регионе есть определенные запросы, вам придется обсуждать их с франчайзером.

6. Риски, связанные с брендом

Репутация бренда, под которым ведется бизнес, может быть под угрозой в случае скандалов или проблем, связанных с франчайзи в других регионах. Несмотря на то, что конкретно вы никак не связаны с другими партнерами, для конечного клиента важно только упоминание бренда. Так что любой недобросовестный партнер может резко понизить доверие ко всей торговой марке.

Принимая решение стать франчайзи, необходимо внимательно оценить все плюсы и минусы, а также убедиться в том, что выбранная франшиза соответствует вашим целям и возможностям.
Статья "Ошибки в бизнесе как бесценный опыт"

Как выбрать франшизу

В блоке с плюсами были описаны те преимущества, которые можно получить только от добросовестных франшиз, у которых есть ресурсы для развития своих партнеров. Это важно понимать, потому что в последние годы количество мошенников увеличилось, что способствует возникновению негативного отношения к франчайзингу в целом.

Часто люди, не сведущие в бизнесе, вкладывают капитал в непроверенные франшизы, не получая не только указанной доходности, но и даже малейшей консультативной поддержки. При этом большинство рейтингов франшиз имеет коммерческую основу и опираться на них тоже не всегда верный путь.

В выборе франшизы одним из рабочих вариантов может стать участие в конкурсе для начинающих предпринимателей. Например, платформа FranchCamp отбирает и аккредитует только качественные франшизы, у которых есть доказанная доходность, качественный продукт, сильное сообщество. Каждый участник конкурса имеет шанс получить инвестиции на одну из аккредитованных франшиз, а после этого — поддержку на всех этапах запуска и продвижения.

Если же вы все-таки хотите пройти весь путь предпринимателя самостоятельно, выбираете свободу действий и при этом рассчитываете на инвестиции, то записывайтесь на бесплатную консультацию с экспертом в области анализа рынка и разработки финансовой модели:

Подписывайтесь на еженедельную рассылку о полезных для бизнеса мероприятиях и новых публикаций Get-Investor.ru.

Присоединяйтесь к нам в Telegram, Вконтакте, Дзен.

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности