Хотя франчайзи имеет множество преимуществ, есть и ряд минусов, которые следует учитывать.
1. Высокие начальные инвестиции
Как правило, франчайзи должны заплатить за право использования бренда и бизнес-модели, а также для запуска бизнеса, что может быть довольно дорого. У разных франшиз разные инвестиции в зависимости от необходимого оборудования, требованиям к офису (если он нужен), первичной поставки продукции. Если называть средние цифры, то самый высокий чек и, соответственно, срок окупаемости у франшиз в сфере общепита, медицинских технологий. Большую часть инвестиций занимает подбор и ремонт помещения, но оно не всегда необходимо: например, уже упомянутая Altairika — это показ VR-энциклопедии с помощью очков виртуальной реальности. Для работы с этой франшизой нужны только очки и библиотека фильмов. Вопрос с помещением решается договоренностью со школами, и показы осуществляются в рамках уроков или дополнительных занятий. Соответственно, и инвестиций на эту франшизу понадобится гораздо меньше.
2. Высокие комиссионные платежи
Франчайзи обычно должны выплачивать комиссионные или роялти франчайзеру, что может снизить прибыль. Это плата за пользование брендом и технологиями, которые предоставляет головная компания. Возникает вопрос: а можно ли открыть бизнес самому и не платить роялти? Конечно, можно, но, как мы уже писали, выживаемость бизнеса по франшизе в 8 раз выше, чем у стартапов.
3. Ограниченная свобода действий
Франчайзи должны следовать определенным стандартам и процедурам, установленным франчайзером, что может ограничить их свободу в управлении бизнесом. Если вам передана определенная технология по приготовлению хот-догов, то вы не имеете право купить добавить новый соус, потому что об этом просят посетители. Вам придется сначала обговорить все с управляющей компанией, и только в случае согласия будут введены изменения.
4. Ограниченная свобода выбора поставщиков
Франчайзи обычно обязаны закупать продукты и услуги у определенных поставщиков, утвержденных франчайзером, что может ограничить их возможности по поиску лучших цен и качества товаров. Это обратная сторона: если вы хотите работать с проверенными подрядчиками, придется выбирать из списка, предоставляемого УК.
5. Ограниченные возможности для инноваций
Франчайзи не могут вносить значительные изменения в бизнес-модель или товарный знак без согласования с франчайзером. Это само собой разумеется, ведь вы приобрели права именно на данное ноу-хау, которое не было бы таковым, если бы в него могли вносить любые изменения. Хороший франчайзер отслеживает тренды и вводит изменения, если этого требует рынок, своевременно предоставляя вам обновления. У него доступ к гораздо большей выборке, чем у вас, но даже если в вашем конкретном регионе есть определенные запросы, вам придется обсуждать их с франчайзером.
6. Риски, связанные с брендом
Репутация бренда, под которым ведется бизнес, может быть под угрозой в случае скандалов или проблем, связанных с франчайзи в других регионах. Несмотря на то, что конкретно вы никак не связаны с другими партнерами, для конечного клиента важно только упоминание бренда. Так что любой недобросовестный партнер может резко понизить доверие ко всей торговой марке.
Принимая решение стать франчайзи, необходимо внимательно оценить все плюсы и минусы, а также убедиться в том, что выбранная франшиза соответствует вашим целям и возможностям.