• /
  • /
26 ИЮЛЯ 2024

Проблемное интервью как основной инструмент тестирования гипотез

Обзор стратегий тестирования гипотез и тактики глубинных интервью

Автор: Андрей Краснопеев,
основатель агентства «Фабрика Гипотез»
Основатели стартапов в начале своего пути часто совершают типовые ошибки. Глубинное интервью или CustDev помогает выявить истинные потребности целевой аудитории до того, как эти ошибки будут совершены.


Содержание:

1. Когда нужно проводить исследования
2. Как проверить идею продукта
3. Как определиться с помощью custdev с ценой


Кастдев — это инструмент, позволяющий провести исследование среди потенциальных или уже существующих клиентов. Если перевести custdev, customer development на русский язык, то получается, что это развитие клиента, начинающиеся с момента, когда у него появилась идея проблематики, а также понимание спроса, и заканчивающаяся масштабированием продукта. Это один из действенных и эффективных методов, который совершенно точно позволит вытащить информацию из пользователей, если у них есть проблема. И для 95% стартапов это базовая история. Но также есть и другие инструменты — такие, как юнит-экономика — расчет окупаемости с пересчетом и переключением на маркетинговые каналы, оценка рынка, оценка конкурентов и так далее. То есть, по факту, глубинные интервью необходимо проводить, потому что в противном случае дальше двигаться и развиваться не получится. Но при этом стоит понимать, что если рынок не посчитан, то десяток опрошенных людей ничего существенного не дадут. То есть это комплексная история.
Поможем грамотно оцифровать вашу бизнес-модель, посчитать юнит-экономику и спрогнозировать сценарии с помощью финансовой модели - запишитесь на консультацию.

Когда нужно проводить исследования

Общения с клиентами много не бывает! На каждой стадии развития проекта есть свои задачи, которые нужно решать.

Соответственно, на старте проведение кастдева — это основа! Без исследований не будет и развития: нужно изучать рынок, конкурентов. Забавно, но каждый второй основатель, с которым начинаешь общаться, говорит: «у нас нет конкурентов». Но могут быть не прямые, а косвенные конкуренты.

Второй этап, когда обязательно проводится исследование, это первые продажи и подтверждение продукта. Нужно протестировать каналы, с помощью которых можно кратно увеличить количество клиентов. После этого есть еще одна стратегическая развилка, когда основателю снова требуется исследование. Если бизнес начинает стагнировать и нужно понять, как изменилась индустрия. И если есть намерение запустить новый продукт или новый сегмент, или даже целый рынок. То есть появляются качественные изменения в самом продукте.

Как проверить идею продукта

Идею нужно для начала как-то упаковать, описать на бумаге. Это некое ментальное упражнение, которое помогает лучше выстроить концепцию. После этого мы смотрим на международный рынок, потому что, наверняка, кто-то уже до этой идеи додумался. Путем ресерча открытых баз стартапов, аналитических отчетов и других источников. Если идея реализована, смотрим связки, подходы и так далее, потому что часть шагов можно просто скопировать, переложив идею на наш рынок (VK тому пример).

Далее необходимо изучить локальный рынок, возможно, на нем уже тоже кто-то реализовал вашу идею. Найти и изучить прямых и косвенных конкурентов, а дальше нужно ответить на вопрос: сколько денег на этом рынке? То есть сделать предварительную оценку, чтобы не оказаться в «маленьком болотце». После этого генерируется гипотеза, кому это может быть нужно и валидируются сегменты. Получив на этом этапе от клиента проблематику, в конце интервью можно прийти к пресейлу. Это абстрактная методология, в реальности все это дробится на множество этапов, где есть количественные опросы, прототипы, интервью и так далее, но действовать нужно именно так.
7 шагов для превращения идеи в продукт и привлечения инвестиций

Как определиться с помощью custdev с ценой

Цену, за которую клиент готов купить продукт, на глубинных интервью выяснить не получится. Потому что это некая количественная метрика. И обычно стартаперам страшно, что если они сначала поставят 1000 рублей, а потом повысят цену на 100 или 200 рублей, то от них все отвернутся. Это не так. Пока у вас нет бренда, вы не только цену, вы можете менять бизнес-модель. В глубинном интервью можно попасть в две исходные точки: либо потраченное время, либо потраченные деньги на определенное решение. Исходя из этого проще посчитать цену продукта.

Для решения этой проблемы есть инструмент PSM (Price Sensitivity Meter) — это опросник, который помогает на количественных данных найти равновесную цену. То есть границы, сколько человек потенциально готовы вам заплатить определенную сумму, а сколько — нет. Но здесь есть еще один момент. Нужно понимать, в какой рыночной нише предстоит играть. Либо это рынок, где присутствуют какие-то игроки, либо это рынок «нетронутый». Условно, если заходить с инновационным продуктом, которого все хотят, и альтернативных решений нет, можно диктовать цену. Например, у Google в свое время была наценка в 10 тысяч процентов.

Но на самом деле на глубинных интервью задавать человеку вопрос, сколько вы готовы заплатить за этот сервис, это самоубийство. Потому что ответ: «нисколько, бесплатно». Клиент не знает ответа, у него есть проблема, а ваша задача предложить способ решения и сумму, за которую решение будет предоставлено.

Более подробные ответы Андрея Краснопеева на вопросы Натальи Джораевой, а также массу другой полезной информации вы найдете на нашем Youtube-канале.

А если вы планируете привлечь инвестиции, запишитесь на бесплатную консультацию с нашим экспертом, чтобы разработать конкретный план шагов и удвоить шансы на успех.

Подписывайтесь на еженедельную рассылку о полезных для бизнеса мероприятиях и новых публикациях Get-Investor.ru.

Присоединяйтесь к нам в Telegram, Вконтакте.

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности