13 МАРТА 2024

Как отличить хорошего инвестора от плохого

Пособие по сбору средств для стартапов в 2024 году. Часть II
Мы продолжаем начатый ранее разговор про поиск инвестиций, и плохая новость заключается в том, что не все инвесторы хорошие. Есть три типа инвесторов: великие, посредственные и плохие. Как вы понимаете, два из этих типов убьют ваш стартап.


Содержание:

1. Почему важно обращать внимание на репутацию инвестора
2. Как составить таблицу капитализации (cap table)
3. Из чего состоит стратегия эффективного инвестора
4. Когда ждать результат после встречи с инвестором

Почему важно обращать внимание на репутацию инвестора

К сожалению, большая часть инвесторов, называющих себя венчурными капиталистами или инвесторами-ангелами, ничего не знает о стартапах. Скорей всего они рассчитывают на легкие деньги или отдают тем самым дань моде.

Этот тип инвесторов легко идентифицировать по их портфелям. Обычно у них нет опыта работы с реальными, растущими стартапами. Они пытаются убедить основателей пустыми обещаниями, например, найти для них стратегических партнеров или клиентов. Хвастаются своими связями, а не достижениями.

Лучшие «ангелы» — это стратегические инвесторы или ведущие эксперты в своей области. То есть сами предприниматели, которые вырастили свой бизнес и могут научить вас, как расти. Они заинтересованы в вашем бизнесе, а не только в рентабельности инвестиций.

Когда вы встретите нового инвестора, выполните следующие действия:

  • Проверьте его портфолио и посмотрите, ориентируется ли он на ваш рынок.

  • Ознакомьтесь с его историями успеха. Сколько проектов из портфолио дошло до следующего этапа.

  • Поговорите с парой основателей из его портфолио, особенно с теми, кто перешел на следующий этап развития. Спросите, как он работал с ними, помог ли он им в следующем раунде привлечения инвестиций, полезно ли было его наставничество.

Не нужно стесняться: основатели любят помогать друг другу и обычно рады поделиться своими отзывами. Посредственные инвесторы в лучшем случае будут посредственными наставниками. Они не приносят реальной пользы бизнесу, не могут помочь стартапу перейти на следующую стадию, что гораздо важнее самих денег.

Более того, привлечение денег от инвестора с плохой репутацией может сделать стартап бесперспективным. Неправильное имя в вашей таблице капитализации (списке всех ваших акционеров и владельцев) может означать, что вы никогда больше не сможете привлекать инвестиции. Великие венчурные капиталисты любят работать с себе подобными и, как правило, не инвестируют в стартапы, которые привлекли «токсичные» деньги.

Репутация каждого инвестора, его послужной список и его роль в развитии компании — это важные вещи, на которые следует обращать внимание с самого начала.
С чего начинается поиск инвестора

Как составить таблицу капитализации

Эффективные венчурные капиталисты любят стартапы, у которых есть четкие и понятные таблицы капитализации. Никакого беспорядка, никаких сюрпризов. Вот как выглядит отличная таблица капитализации:

  • Учредители справедливо разделили свои доли. 

Должна быть причина, по которой каждый соучредитель имеет свой процент. И это не «потому, что мы друзья или начали в одно и то же время». Процент каждого соучредителя должен отражать его роль в стартапе, его опыт и послужной список.

  • Учредители не потеряли слишком много своего капитала на каждом этапе. 

В среднем учредители должны давать инвесторам менее 10% на предпосевной стадии, менее 20% на посевной стадии, менее 20% в серии А и менее 15% после нее. Это среднее значение по рынку.

  • Стартап поднял деньги только тогда, когда это было необходимо.
У каждого раунда и каждого нового инвестора есть цель. Никаких бридж-раундов просто для снижения риска не существует.

  • Между ключевыми инвесторами существует баланс.
Это означает, что ни у кого нет слишком большого количества акций.

Из чего состоит стратегия эффективного инвестора

Великие венчурные капиталисты любят основателей, которые могут построить масштабируемый и устойчивый бизнес. KPI любого бизнеса на каждом этапе разный, но есть один KPI, который венчурные инвесторы ценят больше всего. Это эффективность капитала. Он показывает инвесторам, что основатели знают, как вести реальный бизнес, что они не только получают доходы, но и управляют своими расходами. Кроме того, эффективность капитала также помогает учредителям провести более выгодный раунд на более выгодных условиях.

Вот некоторые из наиболее важных факторов в стратегии венчурного капиталиста:

  • Эффективность капитала
Положительный денежный поток или возможность выжить без повышения заработной платы являются большими преимуществами.

  • Преимущество команды и основателя
Почему именно эта команда победит своих конкурентов, чем эта команда отличается.

  • Рост доходов
Постоянный показатель из месяца в месяц.

  • Рост основных KPI
Различных для каждого стартапа, но обычно MAU, GMV, Usage и так далее.

  • Оценка соответствия продукта реальным потребностям рынка (Product-Market Fit).

  • Уникальная перспективная технология, продукт и/или интеллектуальная собственность.

  • Размер рынка и масштабы конкуренции.
Закажите инвестиционную упаковку вашего проекта, чтобы сформулировать все эти параметры

Когда ждать результат после встречи с инвестором

Хорошие венчурные капиталисты обычно работают очень быстро, и если они заинтересуются, они немедленно свяжутся с вами. Но это не всегда так, и некоторые из них могут вас удивить через некоторое время. Намеком на то, что великий венчурный капиталист заинтересован в предлагаемом ему проекте, может стать его попытка познакомить вас с другими великими венчурными капиталистами. Значит, он хочет привлечь больше внимания к вам, вашему продукту, получить отзывы о вас от своих коллег и, возможно, привлечь к участию в раунде соинвестора.

Инвесторы работают по разным графикам: некоторые могут дать вам окончательное «да» или «нет» через два дня, а некоторым может потребоваться две недели, чтобы решиться на еще один звонок. При этом многие сделки, над которыми стартапы и венчурные капиталисты работали месяцами, в конечном итоге разваливаются. Именно поэтому вести разговор необходимо одновременно с несколькими венчурными капиталистами. У вас будет выбор, и вы не будете тратить время только на одного инвестора.

И помните, в общении с венчурными капиталистами ключевой момент — прозрачность. Мир венчура достаточно узок, ключевые игроки общаются друг с другом, и наверняка инвесторы, к которым вы идете, уже обсудили между собой ваш стартап. Поэтому чем больше информации вы дадите потенциальному инвестору, чем больше у вас будет прозрачности с ним, тем лучше.

Источник

Планируете привлечь инвестиции? Запишитесь на бесплатный разбор с нашим экспертом, чтобы разработать конкретный план шагов и удвоить шансы на успех.

Подписывайтесь на еженедельную рассылку о полезных для бизнеса мероприятиях и новых публикациях Get-Investor.ru.

Присоединяйтесь к нам в Telegram, Вконтакте.

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности