У каждого венчурного фонда и бизнес-ангела есть свои параметры отбора перспективных проектов. По словам Белова, инвесткомитет
Impulse VC отдает предпочтение фаундерам, которые соответствуют перечисленным ниже критериям:
1) Опыт и рекомендации.
Два самых важных показателя – рекомендация делового партнера и опыт развития стартапа, даже если в итоге предыдущий проект оказался неудачным. Один или даже несколько неудачных проектов показывают развитие фаундера и его работу над ошибками, поэтому провалы в прошлом не являются препятствием для получения инвестиций.
Стартапы, которые вместо представления через делового партнера присылают письмо на «холодный» ящик, на позитивное решение рассчитывать не могут. «Холодные» письма – одна из
главных ошибок фаундеров. Такой подход демонстрирует отсутствие у претендента какой-либо инициативы и гибких навыков, необходимых любому эффективному менеджеру. Если фаундер не потрудился просмотреть профили бизнес-ангела в Facebook и LinkedIn, либо не постарался найти общего знакомого для установления личного контакта – он не сможет развить свою идею в полноценный продукт.
2) Четкое представление о воплощении идеи.
Сама по себе идея ничего не стоит – по крайней мере, для венчурного инвестора, а если идею представить крупной IT-компании, ее могут и просто позаимствовать. По словам Белова, 70 % идей не доходят даже до начальной стадии финансирования. Жизнеспособная идея должна решать какую-то важную проблему целевой аудитории, причем эффективнее и дешевле, чем продукт конкурентов.
3) Сильная команда.
Хотя наличие рынка и целевой аудитории для продукта считается одним из главных критериев отбора, опыт показывает, что еще важнее команда стартапа. Кирилл Белов рассказал о случае, когда из-за отсутствия хорошей команды конкурент его компании не удержался на рынке, несмотря на более чем благоприятную конъюнктуру и 30 млн $ инвестиций.
4) Работающий MVP и соответствие продукта рынку.
IT-стартап доказывает востребованность и коммерческий потенциал идеи последовательно. Сначала команда разрабатывает MVP (минимально жизнеспособный продукт) – на чем угодно, включая no-code платформу. Затем продукт проходит тестирование на соответствие требованиям рынка (Product / market fit). В случае неудачи результатом станет один из трех пунктов:
- проблемы, которую должен был решить продукт, не существует;
- проблема существует, но заключается в другом;
- продукт не может эффективно решить существующую проблему.
Если продукт успешно решает существующую проблему, IT-стартап получает финансирование и переходит на следующий раунд. В случае, если продукт в текущем виде не соответствует потребностям рынка, фаундер должен быть готов к пивотам.