25 ЯНВАРЯ 2024

Как масштабировать бизнес за пределы своей страны

Инструкция для основателей, не знающих границ
Масштабирование бизнеса

Автор: Александр Старжинский,
основатель компании Xsales lab
В современных реалиях владельцы бизнеса все чаще задумываются о выходе на международный рынок. Причины этого могут быть разные – бизнесу становиться тесно на территории страны, предприниматель обладает эксклюзивным продуктом, который будет востребован за рубежом, наличие связей, экспертизы и даже команды, готовой к покорению новых высот.


Содержание:

1. Выбор страны – куда держим путь
2. Сила бренда
3. Трансформация бизнес-процессов
4. Мастер-франшиза
5. Чек-лист по перемещению бизнеса за границу

Выбор страны – куда держим путь

В мире нет двух абсолютно одинаковых стран. Это очень важно учитывать при принятии решения о перевозе бизнеса. У граждан другой страны,  то есть потребителей сформировались иные привычки, обычаи, потребительские предпочтения, которые необходимо учитывать при разработке рекламных кампаний.

Да и правила ведения бизнеса за границей сильно отличаются от российских. Успешные предприниматели адаптируются под культурные особенности страны, а также политическую и экономическую ситуацию, так как все эти факторы оказывают сильное влияние на бизнес. Например, может кардинально различаться деловой этикет, а инфляция, курс национальной валюты, экономическая стабильность влияют на потребительское поведение. Также следует учитывать местные законы о конкуренции и защите прав потребителей. В некоторых странах существуют жесткие ограничения для иностранных инвесторов, например, определенные виды деятельности могут быть закрыты или иметь лицензионные ограничения.

Наиболее простой путь к международному признанию – выход в СНГ, поскольку поведенческие паттерны покупателей похожи на российские, а население заинтересовано в новых товарах и услугах, которые уже хорошо себя зарекомендовали. То есть, работают те же маркетинговые инструменты. Схожесть культур и языка упрощает коммуникацию, понимание потребностей клиентов, что сокращает издержки на адаптацию продукта. Кроме того, экономические связи между РФ и СНГ способствуют пониженным тарифам на логистику и возможности использования единой торговой площадки для минимизации операционных расходов. А поскольку законодательства стран часто перекликаются, процесс оформления документации и получения разрешений остается довольно простым.

В Европу в современных реалиях пробиться сложно, зато для сотрудничества открыты страны БРИКС, Южная Корея, Турция и т.д. Эти государства представляют значительные возможности для экспансии, поддерживая тенденцию глобализации бизнеса.

Сила бренда

Если в России ваш продукт знают и любят, то при выходе за границу нужно быть готовыми к скептицизму аудитории. Соответственно, стоит заранее задуматься, чем можно нивелировать потерю преимуществ, как завоевать новых потребителей.

Людей привлекает оригинальный брендинг, уникальность предложения. Русская культура богата историей и традициями, которые могут быть интересны покупателям по всему миру. Однако необходимо соответствовать высоким стандартам качества, чтобы конкурировать на международном уровне.

Преимуществом станет сочетание инновационных технологий, качественного сервиса и адаптации к местным культурным особенностям. Использование передовых IT-решений позволяет оптимизировать логистику и сокращать время доставки, что становится ключевым фактором для зарубежных клиентов. Например, внедрение нейросетевых моделей для прогнозирования спроса и автоматизация процессов с помощью ИИ обеспечивает высокую эффективность работы.
Как бизнесу не терять новых клиентов

Трансформация бизнес-процессов

Для адаптации к новым условиям придется изменить привычные бизнес-процессы.

Логистика – это краеугольный камень любого бизнеса, особенно если речь идет о его расширении за пределы своей страны. Учитывайте стоимость и время в пути оборудования или продукции, выбирайте надежных партнеров, способных обеспечить безопасность груза.
Таможенные процедуры отличаются в зависимости от страны импорта. Возможны задержки, дополнительные расходы, что требует налаживания контактов с местными таможенными брокерами или юристами, специализирующимися на международной торговле.

На новом рынке потребуются новые деловые связи, такие как поставщики сырья или материалов, подрядчики по строительству или ремонту помещений, поставщики оборудования другие. Проверяйте репутацию этих компаний, а также законодательство страны в отношении контрактной работы.

Финансирование бизнеса за рубежом часто требует пересмотра ценообразования, изучения налоговой политики страны присутствия и анализа способности локального рынка выдерживать установленные цены.

Проведите полную проверку на уникальность торгового знака в новой юрисдикции, чтобы избежать споров об интеллектуальной собственности. Составьте четкую стратегию защиты бренда, подготовьте комплект документов согласно местным законам. Обратите внимание на возможность использования Мадридской системы для международной регистрации, которая позволяет за одно обращение подать заявку в несколько стран.

Для операций на новой территории придется использовать местную валюту. Ориентируйтесь на колебания обменного курса, возможность его фиксации на определенный период или использование хеджирования для минимизации рисков. Продемонстрируйте экспертность в вопросе открытия бизнеса на территории ваших клиентов.

Мастер-франшиза

Альтернативный способ вывода бизнеса на международный рынок – продажа мастер-франшизы, это формат франчайзинга, при котором право на развитие бренда в определенной стране передаётся одному предпринимателю. Он получает эксклюзивные права на использование бизнес-модели и торговой марки, а также возможность продавать субфраншизы. Это позволяет быстро распространять сеть за границей, делая бизнес глобальным.

Преимуществами для российских компаний в этом случае становятся ускорение масштабирования за счет локальных знаний партнера, минимизация рисков и инвестиций благодаря ответственности местного оператора и повышение уровня доверия к бренду за счет присутствия на новых рынках. Таким образом, мастер-франшиза дает возможность контролировать и развивать бренд на территории всей страны, обеспечивая управление стандартами качества и сервиса.

Чек-лист по перемещению бизнеса за границу

Успех в интернациональной экспансии требует тщательной подготовки и глубокого погружения в культуру страны-партнера. Соблюдайте последовательность действий, чтобы исключить ошибки на первых этапах.

  • Определите несколько стран, на которые хотите зайти.
  • Создайте посадочную страницу на местном языке, запустите рекламу.
  • Посчитайте стоимость лида.
  • Организуйте отдел продаж из местных сотрудников или обратитесь в аутсорсинговую компанию.
  • Обзвоните всех, кто заинтересовался предложением, так вы определите стоимость клиента, конверсию.
  • Проанализируйте эффективность маркетинговых инструментов, а также востребованные бизнес-модели. Возможно, от присутствия в некоторых странах придется отказаться, так как спрос не сформирован под продукт.
  • Проведите конкурентный анализ, узнайте, что предлагают конкуренты.

Не забудьте определить свою целевую аудиторию, ориентируйтесь на тренды и политическую обстановку. Например, за последние пару довольно много людей уехали за границу. Как правило, у них есть капитал, они заинтересованы в постоянном высоком доходе, но не имеют возможности найти работу, соответствующую их ожиданиям. Именно с ними удобнее начать сотрудничество, тем более экспаты лучше знакомы с особенностями российских продуктов и лучше вас поймут.

Планируете привлечь инвестиции? Запишитесь на бесплатный разбор с нашим экспертом, чтобы разработать конкретный план шагов и удвоить шансы на успех.

Подписывайтесь на еженедельную рассылку о полезных для бизнеса мероприятиях и новых публикациях Get-Investor.ru.

Присоединяйтесь к нам в Telegram, Вконтакте, Дзен.

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности