5 СЕНТЯБРЯ 2024

Как найти инвестиции в диптех-проект

Обзор пути диптех-стартапа с момента возникновения идеи до выхода на IPO

Автор: Александр Семашко, выпускник высшей школы бизнеса и химфака МГУ, Основатель Клуба «Ломоносов» и химического сообщества «ChemGeeks» на базе Технопарка Сколково
Диптех сегодня развивается стремительно. Согласно данным РБК, объем инвестиций в это направление постоянно растет: с $15 млрд в 2016 году до $60 млрд в 2020-м. В США и Европе создана развитая экосистема для диптех-компаний, поэтому больше всего таких стартапов находятся именно там. Однако в России тоже есть интересные варианты, о которых мы и поговорим.


Содержание:

1. Какие есть сообщества и нетворк в диптехе
2. Варианты получения инвестиций в диптех-стартап


Диптех-стартапы (от англ. «глубокие технологии») опираются на новейшие технологии, которые становятся результатом достижений науки и инженерных исследований, и работают над тем, чтобы решить масштабные проблемы общества. Подобные стартапы можно определить по нескольким признакам, например: ориентированность на фундаментальные проблемы (развитие чистой энергетики, ответственного производства и т.д.), работа на стыке технологий, приоритет в производстве физических продуктов.

Еще одна важная характеристика диптеха заключается в том, что компании, работающие в этой отрасли, имеют в своем основании некое технологическое ядро, которое может быть как внутренней разработкой команды проекта, так и запущено сторонними игроками. Вообще согласно отчетам First Momentum Ventures и Dealroom, количество фаундеров со степенью PhD составляет 84%.

Какие есть сообщества и нетворк в диптехе

Если вы начинающий предприниматель и озадачены привлечением инвестиций для масштабирования технологического стартапа, стоит обратить внимание на открытые мероприятия, которые проводятся в Инновационном центре «Сколково» и подобных научно-технологических комплексах, занимающихся коммерциализацией новых технологий. Например, в прошлом году открылся кластер «Ломоносов», где уделяют большое внимание поддержке стартапов.

Однако прежде чем начать посещать подобные мероприятия, стоит для себя нарисовать портрет потенциального инвестора, очень въедливо расписать его характеристики (это может быть фонд или частное лицо). После этого необходимо выделить претендентов в кругу своего нетворкинга и начинать постепенное сближение.

Кроме того, есть большое количество закрытых клубов предпринимателей. Таких, как «Атланты», «Клуб первых», «Бизнес-миссия». Общение в подобных кругах может быть очень полезным, однако стоит помнить, что такие тусовки, как правило, обслуживают потребности управленцев и предпринимателей, испытывающих «одиночество на высоте». Есть такое понятие, когда «топам» просто физически не с кем обсудить текущие проблемы. Поэтому закрытый клуб может оказаться не совсем правильным местом для поиска инвестора. Но если вы сами понимаете эти проблемы и их испытываете — это отличный контекст для выстраивания доверия через искреннее человеческое общение.

Варианты получения инвестиций в диптех-стартап

Есть четко прочерченный трек, который технологическому предпринимателю нужно пройти с момента возникновения идеи до выхода на IPO.

1. Когда стартап находится на стадии идеи и нужны первые исследования и разработки, анализ RND (Research and Development), лучше всего использовать те возможности, которые сейчас предлагает государство. То есть грантовые программы, например, «старт-1», «старт-2» и так далее. Если вы студент или аспирант, есть грант «Умник», по которому можно получить 500 тысяч рублей и по крайней мере поучиться обращаться с деньгами. Есть также «студенческий стартап», где претенденты получают миллион рублей. Таким образом, можно найти грантовую программу до 5 миллионов. Но продолжение этой истории, как правило, требует софинансирования, то есть вложения собственных средств.
Топ-5 способов грамотно потратить грант на бизнес
2. Если стартап имеет какой-то прототип MVP, появляется перспектива разработки пилотного проекта совместно с корпорациями. На рынке сейчас многие крупные компании заявляют, что они находятся в поиске интересных технологий, проводят конкурсы и так далее. Чаще всего подобные программы концентрируются в рамках каких-то акселераторов. Например, на Химфаке МГУ совместно с Научным парком были такие возможности. Многое делает в этом направлении Технохаб с правительством Петербурга. Также стоит обратить свое внимание на Startech.Base и SberUnity — онлайн-пространства, объединяющие стартапы, инвесторов и корпорации.

3. Следующий шаг, когда есть результаты пилота с корпоративным заказчиком и, соответственно, классный лого в портфолио, можно смело идти и привлекать средства от профессиональных инвесторов. Вернее, искать инвестиции надо всегда, но реальный шанс привлечь их у стартапа появляется только после того, как проект начинает приносить первые деньги. Однако здесь еще одним важным условием становится наличие рынка. Ведь даже если пилот принес несколько миллионов, это не означает, что рынок существует и что инвестору будет интересно вкладывать в проект деньги.

Напоследок стоит отметить, что даже закрытие стартапа (например, после проведения исследования среди потенциальных или уже существующих клиентов) нужно воспринимать как позитивное событие. Значит, нужно делать что-то новое.

Смотрите полный выпуск подкаста "Разговор дороже денег" на YouTube или RuTube.

Нужна оценка вашего стартапа или бизнеса? Запишитесь на бесплатную консультацию с экспертом.

Подписывайтесь на еженедельную рассылку о полезных для бизнеса мероприятиях и новых публикациях Get-Investor.ru.

Присоединяйтесь к нам в Telegram, Вконтакте.

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности