Давайте разберем основные ошибки, из-за которых стартапы терпят неудачу, чтобы понять, в какие проекты вкладываться точно не стоит. Разбор также будет полезен и фаундерам, которые могут примерить на себя параметры выбора потенциального инвестора.
1. Некомпетентность основателя проекта
Первое, на что стоит обратить внимание, — это, конечно, кто основатель проекта, какой у него опыт в бизнесе в целом и в той нише, в которой он делает проект.
Основатель должен знать, как устроен процесс найма, обучения, ввода сотрудника в должность, как пишутся регламенты и составляется KPI для руководителей. Кроме того, в его компетенции вся математика бизнес-модели: где, сколько и на чем заработает проект, кто его конкуренты и за счет чего основатель планирует их обойти.
Все эти вопросы обязательно нужно задавать в личной беседе с основателем проекта, обращая внимание на его реакцию. Вы должны погрузить его в искусственно созданную стрессовую ситуацию и посмотреть, как он на нее реагирует. Это показатель того, как он будет вести себя в реальной жизни. Важно, чтобы управленец умел держать себя в руках, не сдавался, искал решения и выходы из любой ситуации.
Когда убедились, что с основателем все ок, есть релевантный опыт, а недостающие компетенции компенсированы наличием наставника или заложены в смету для найма соответствующих специалистов, переходим к следующему этапу.
2. Неверная мотивация команды
Зачастую команды ищут деньги не потому, что нуждаются в них, а чтобы отсрочить начало работы над стартапом. Это можно понять, выяснив, что и кому команда собирается продавать, в каком состоянии находится рынок, в котором они планируют работать, что уже сделано.
Те, кто по-настоящему верят в успех проекта, будут делать свой продукт любыми возможными путями на чистом энтузиазме, находить партнеров и сотрудников за долю в компании, на свои или заемные деньги, собирать по знакомым. Средства команда должна искать на ускорение процесса, а не потому что без них они будут вынуждены закрыться.
3. Пробелы в штатном расписании
Неправильное распределение ролей или отсутствие компетентных сотрудников и партнеров может стать фатальным. Например, в команде обязательно должен быть человек, который может продать идею инвестору. Нередко случается так, что команда и продукт первоклассные, но из-за скромности или неуверенности фаундера, который ищет инвестора, их недооценивают. В таком случае лучше взять человека со стороны, который будет лоббировать ваши интересы в фондах и среди сообщества инвесторов.
4. Бесперспективность продукта
Бесперспективность, как правило, связана с ошибкой в выборе рынка или ниши. Технологии и тренды довольно быстро меняются. Нет смысла придумывать новые кнопки для сотовых телефонов, так как все давно перешли на сенсорные. Это то же самое, что продавать запчасти к автомобилям, которые не производят уже 10-15 лет.
То есть нужно убедиться, что выбранная часть рынка не представляет собой нисходящий тренд. Бизнес всегда нужно делать на растущем или — в крайнем случае — на зарождающемся рынке, чтобы рост количества пользователей в нише прощал ошибки команды. Смотрите динамику запросов по продукту, который планирует делать команда. Например, в Вордстате — сервисе аналитики от Яндекса.
5. Отсутствие гибкости
Еще один важный момент — это умение команды слышать обратную связь от рынка, быть гибкими и уметь вовремя перестроиться. Как правило, прежде чем стартап становится устойчивым бизнесом, проходит 3 года — так называемая «долина смерти». Поэтому к смене вектора или направления деятельности команды нужно относиться спокойно.
Как показывает практика, продукт, а также целевая аудитория и стратегия компании могут меняться 3-5 раз. Прежде чем предприниматель добивается успеха, сегодня в среднем требуется до 12 неуспешных попыток!
Более того, каждый стартап переживает кризисы. Любая большая успешная компания, как минимум, 2-3 раза бывала на грани банкротства. И здесь мы снова возвращаемся к пункту №1: брать на себя риски и искать решения, какая бы сложная ситуация не сложилась, то есть не сдаваться, — это ответственность СЕО.