16 АПРЕЛЯ 2024

Стадии стартапов и методы их оценки

Обзор стадий развития стартапа в контексте привлечения венчурного финансирования, а также реальных методов его оценки

Автор: Наталия Чупрунова, VC Associate в Armtech Impact Ventures Fund, продюсер мероприятий и скаут в spbfounders.ru
Оценка — это линза, которая помогает понять проекту, когда лучшее привлечь дополнительные средства. Иногда проще добежать до точки безубыточности самостоятельно, без лишних инвесторов на борту, повысив оценку для выгодной сделки в будущем. Используя методы оценки, стартап (как и инвестор) может рассчитать свой венчурный путь на 2-3 раунда вперед, смягчая риски размытия долей и принимая более взвешенные решения.


Содержание:

1. Сколько стадий развития у стартапа
2. Как оценивают стартапы на практике


Запуск стартапа отличается от запуска малого бизнеса. При поиске новых подходов к бизнес-модели и ускоренному масштабированию у стартапа открывается широкий горизонт планирования, который становится проще при опоре на конкретные этапы развития.

Для самого проекта стадии позволяют понять, какие параметры интересны инвестору для будущих вложений и как они меняются в зависимости от уровня зрелости компании. Для инвесторов — помогают прозрачно оценить средние чеки инвестиций и состояние оценок проектов по рынку, необходимых для расчета входа и выхода на последующих раундах.

Сколько стадий развития у стартапа

Где начинаются стадии? С момента зарождения идеи и проработки концепции основатель уже находится на ранней стадии. Переход к следующим обычно отмечается конкретными достижениями проекта. Например, количеством пользователей или первой выручкой в динамике. Но более четким признаком выступает этап привлечения инвестиций, когда стартап доходит до планки результатов, определяет следующие цели и привлекает ресурсы для их достижения

В российской практике стадии стартапов делятся на три ключевые категории, которые подтверждаются исследованиями венчурного рынка. Например, Dsight в отчете Венчурная Евразия 2023 количество сделок и объем инвестиций считают по таким стадиям, как:

  1. Ранняя или предпосевная
  2. Посевная
  3. Поздняя

В другом отчете от Агентства инноваций Москвы, впервые охватившем весь российский рынок венчурных инвестиций за 2023 год, отслеживается схожая структура, но первая стадия имеет больший вес за счет объединения предпосевной и посевной стадий:

  1. Ранняя стадия (Pre-seed, Seed)
  2. Раунд А
  3. Поздние стадии (Раунд B, Раунд С+)

Учитывая, что венчурный рынок появился в России позже становления зарубежных хабов, многие стандарты продолжают переноситься с мирового рынка. Как правило, на сайтах венчурных фондов других стран в пункте про инвестиционный фокус можно встретить более зрелое распределение стадий — становление почти как от 0 к 1, подтверждение устойчивости достижения 1 и потом про уверенный рост:

1. Early-stage
  • Pre-seed
  • Seed
  • Series A
2. Growth stage
  • Series B,C, D

Признаки, характеризующие разные стадии
Что такое оценка стартапа и для чего ее делают

Как оценивают стартапы на практике

По опыту венчурного аналитика и специалиста, который находится в ежедневном контакте со стартапами и инвесторами, хочу представить самые частые подходы и методы оценки проектов со стороны инвесторов.

Важно помнить, что оценка не становится стигмой в развитии стартапа. Это срез текущего состояния и проекция перспектив его роста, которые могут меняться с учетом финансовой устойчивости проекта, рыночных тенденций (конкуренты, потребители, технологии, состояние венчурного рынка), государственных интересов, внешних шоков (климат).

Сравнительный подход или «наблюдаем за рынком»

1. Метод мультипликаторов или Comparables

Здесь принято сопоставлять финансовые расчеты по принятым на рынке соотношениям для их сравнения по компаниям-аналогам в той же отрасли или нише. Чем выше стадия, тем больше параметров берется в расчет, но на базовом рассчитывают P/E, EV/EBITDA. Актуально для стартапов, генерирующих выручку и прибыль (зрелые стадии).

2. Стоимость последней сделки

Данный метод очень часто дополняет метод мультипликаторов, поскольку отражает поверхностный срез рыночной стоимости стартапа и учитывает параметр во времени. Как правило, чаще применяется в практике слияний или поглощений (M&A), когда тенденции рынка напрямую влияют на принятие стратегических решений.


Затратный подход или «сколько реальных вложений в ваших активах»

1. Метод чистых активов

Перенесенный из базового метода оценки бизнеса, данный метод предусматривает расчет разницы между рыночной стоимостью всех активов и рыночной стоимостью всех обязательств стартапа. Возможен к применению, когда есть бухгалтерский баланс и оптимистичные прогнозы существования проекта в длинном горизонте планирования.

2. Метод ликвидационной стоимости

Простой и понятный — метод подсчета остатков в случае ликвидации средств компании. В портфеле венчурных инвесторов (начинающих ангелов или фондов с emerging managers) часто находятся проекты, которые не выходят даже на нулевую доходность инвестиций, оставаясь убыточными. Такие компании приходится списывать, подсчитывая стоимость интеллектуальной собственности и тем самым ликвидационной стоимости по оставшимся активам (относится к любым стадиям).


Доходный или «покажите светлое будущее»

1. Метод дисконтируемого денежного потока или DCF

Здесь учитываются будущие денежные потоки стартапа, скорректированные на фактор изменения стоимости денег во времени, с целью расчета текущей стоимости инвестиций. Позволяет инвесторам определить, переоценен или недооценен рассматриваемый актив чисто на финансовых параметрах. Как результат метод ложится в основу управленческой оценки даже у стартапов ранних стадий, но с более твердыми намерениями и планами выхода на зарубежные рынки.

Чем выше стадия проекта, тем глубже проводится оценка, поскольку она затрагивает денежные аспекты в принятии решений. При этом, оцениваются не только параметры проекта «в наличии» и проекция развития на основе текущих результатов, но и действия других игроков рынка (как аналогичных компаний, так и инвесторов).

Данные методы актуальны для оценки стартапов, у которых есть основа для расчетов. Так или иначе, существуют и упрощенные методы, когда значимых активов и денежных потоков еще нет. Например, для учета фактов (идея, команда, наличие или отсутствие прототипа и др.) и оценки рисков используют «Метод Билла Пейна», «Метод Беркуса» и привычный скоринг. Все методы доступны — каждый основатель может применить их самостоятельно или обратиться к внешнему специалисту для объективной оценки перед диалогом с инвесторами.

Нужна оценка вашего стартапа или бизнеса?

Запишитесь на бесплатную консультацию с экспертом.

Подписывайтесь на еженедельную рассылку о полезных для бизнеса мероприятиях и новых публикациях Get-Investor.ru.

Присоединяйтесь к нам в Telegram, Вконтакте.

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности