4 АПРЕЛЯ 2024

Что такое оценка стартапа и для чего ее делают

Обзор инструмента, позволяющего определить текущее состояние проекта и перспективы его развития на конкретном рынке

Автор: Наталия Чупрунова, VC Associate в Armtech Impact Ventures Fund, продюсер мероприятий и скаут в spbfounders.ru
Во время оценки стартапа сканируется общая картина продукта, команды, технологии, бизнес-модели, монетизации и других компонентов, чтобы лучше понять направления развития проекта или оценить его инвестиционную привлекательность на конкретной стадии, в том числе и для зарубежного венчура.


Содержание:

1. Оценка для инвесторов
2. Оценка для стартапов
3. Два типа оценки стартапа в практическом измерении


Прединвестиционная оценка стартапов от посевной стадии до стадии раннего роста в России и странах ближнего зарубежья формируется с трех ракурсов одновременно — инвестора, команды стартапа и рынка. И как предмет переговоров сделка по привлечению инвестиций далее переходит в конкретное соглашение, отражая интересы участников и рыночные реалии сейчас и в будущем, когда возможен выход инвестора.

Оценка для инвесторов

Стоимостная оценка стартапа — это один из основных инструментов решения в руках инвестора как на этапе получения инвестиционного предложения, так и во время переговоров по ее согласованию (будь то на входе в раунд или выходе на последующем).

Следует различать, что на рынке есть непрофессиональные (нерегулярные или начинающие) и профессиональные инвесторы. Первые часто опираются на интуитивную модель оценки, руководствуясь отраслевой насмотренностью и доверием к команде, в то время как вторые подходят более фундаментально с применением конкретных методов оценки в личной практике или аналитических процессах структуры, которую они представляют (инвестиционный клуб, синдикат, фонд и др.).

В общем плане оценку стартапа может провести любой в зависимости от доступа к материалам конкретного проекта или рыночным данным. Тем не менее профильно этим занимаются аналитики (финансовые, венчурные, бизнес-аналитики) и инвесторы.

Последние все чаще прибегают к использованию автоматизированных решений, которые сокращают операционные издержки на проведение анализа проектов и к тому же, позволяют переводить выводы оценок в действия. Например, на рынке появляются AI-скоринги по типу Unimatch (релиз планируется только в Q2, пока доступен wait list), которые гибко масштабируются в SuperApps для инвесторов, образуя цифровые экосистемы. Круче, чем просто документ на диске, правда?
Сколько на самом деле стоит ваш бизнес

Оценка для стартапов

Как и любая обратная связь, оценка стартапа со стороны дает объективный взгляд на полноценность его развития в конкретном временном измерении. В плане пригодности оценка по блокам развития продукта и выбранного рынка позволяет трезво оценить качество технологической и коммерческой готовности (Technology Readiness Level или TRL, Commercial Readiness Level или CRL), точки роста и поиска ключевых компетенций у специалистов для их активации. В плане привлечения капитала — определить степень инвестиционной привлекательности еще до момента первой выручки, или обосновать стоимость акций при продаже долей, опционов, расчете налогов для сотрудников, владеющих ими и многое другое.

В результате оценка может служить хорошим инструментом как для стартапа, так и для инвестора — еще задолго до конкретной инвестиционной сделки. Основатели могут увидеть состояние проекта и перспективы его инвестиционной привлекательности со стороны, упростив план разработки и коммерциализации продукта, выбора стратегии развития. Инвесторы — обоснованно отсортировать проект в потоке и принять решение об отказе, наблюдении или перейти к инвестиционному предложению.

Два типа оценки стартапа в практическом измерении

Состояние компании и ее пригодность для чего-либо

Инкубаторы, программы акселерации и пилотирования, а также другие организации инновационной экосистемы на старте всегда работают с отсевом проектов. Часто это происходит без цели инвестирования — стартапы отбирают на программы по наличию и достижению конкретных метрик, а также степени их проработки. По сути — разовая фильтрация, которая может остаться внутри организации или отправлена проекту как обоснование.

Стартапы ранних стадий могут выйти на европейский рынок через стартап-визы, визы инноватора и паспорта талантов. Самый суровый рынок — в Великобритании. Здесь стартап готовит бизнес-план и подает его в Endorsement Bodies, чтобы получить подтверждение о его пригодности развития на целевом рынке. Тем не менее данное подтверждение часто выдается не в простом письме, а в виде скоринговой модели по 30-ти пунктам, где отмечается не только наличие или отсутствие нужных фактов, членов команды и планов по этапам, но и глубина обоснования жизнеспособности, масштабируемости проекта и главнее всего - инновационности.

Стоимость компании или денежная оценка

Традиционный формат измерения стартапа, отвечающий целям его природы — поиску наиболее быстро масштабируемой бизнес-модели для достижения кратного роста капитализации. Строится на базе применения известных методов (о них расскажем в следующей статье), с упором на количественные расчеты по внутренним (расходы и создаваемые активы, будущие денежные потоки) и внешним параметрам (например, рыночным мультипликаторам).

Например, узбекский стартап Uzum, специализирующийся на онлайн-покупках, финтехе и доставке продуктов питания, привлек инвестиции в размере $114 млн по оценке в $1,16 млрд (Forbes). То есть стоимость компании в данной сделке закрепляет стоимость акций участвующих инвесторов и в последующем станет основой среза их доходности в определенном периоде, состоянии при изменении состава акционеров и готовности к привлечению нового капитала через размещение на фондовых биржах (IPO).

Заключение

Стоит отметить, что результат оценки может выглядеть в качестве аналитического обзора с расчетами и выводами, но при этом не быть публичным документом. Он может использоваться заказчиком однократно или лечь в основу системной отчетности, если речь идет об инвестиционном фонде. Кроме того, в телеграм-каналах и новостных обзорах можно часто встретить стоимостную «оценку» в виде текстового упоминания с цифрой, отражающей либо параметры конкретной сделки (пример с Uzum), либо динамику рынка (в 2024 году ожидается рост оценок российских стартапов).

Нужна оценка вашего стартапа или бизнеса?

Запишитесь на бесплатную консультацию с экспертом.

Подписывайтесь на еженедельную рассылку о полезных для бизнеса мероприятиях и новых публикациях Get-Investor.ru.

Присоединяйтесь к нам в Telegram, Вконтакте.

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности