1. На российском рынке
Молодая девушка-основатель пришла в состоянии близком к тому, чтобы все бросить и закрыть свой проект. Она получила инвестиции от бизнес-ангела в конце 2021 года и проект хорошо стартанул. Но все мы в курсе, что 2022 был не лучшим не только для инвестиционного климата, но и для эмоциональной стабильности всех стейкхолдеров: пользователей, предпринимателей и инвесторов. Невроз инвестора вылился в поток токсичных переговоров с переходом на личности. Ничего необычного для бывших российских руководителей периода нулевых. Мы все про таких слышали. Но одно дело слышать и иметь возможность уволиться, и совсем другой вопрос, что делать, куда бежать, когда бизнес твой и вся ответственность за него тоже на тебе.
Результатом для основательницы проекта стал острый стресс. А в остром стрессе у психики есть только три выхода: бей, беги или замри. Бить из слабой позиции не было смысла. Бежать к другому инвестору за спасением очень хотелось, но было страшно повторить тот же сценарий. На консультации девушка была в состоянии — замри. Чувствовала себя в ловушке. В итоге нашли решение в том, чтобы постепенно выйти из отношений с инвестором и сделать организационные изменения в проекте.
Основательница сначала выбрала 3 приоритетных направления, выделила из них то, которое принесет максимум монетизации прямо сейчас. Стратегия — найти более крепкую собственную опору, и только потом идти дальше к новым инвесторам и партнерам.
2. На рынке Великобритании
Инвестор после нескольких месяцев работы отозвал частично инвестиции, уволил часть команды, забрал деньги из бюджета на маркетинг. В итоге — кризис в компании, но все-таки ситуация более благоприятная, чем в первом случае. Здесь фаундеру было легче реагировать, поскольку, кроме отношений с инвесторами, проект успел выработать крепкие связи с партнерами, первыми клиентами. У проекта была возможность влиять на ход событий. Так психике жить гораздо проще и веселее.
Проект сменил ориентацию с завоевания новых клиентов на удержание старых, предоставление для них лучшего сервиса, чтобы первые клиенты стали постоянными и становились амбассадорами и адвокатами бренда. Таким образом проект сменил фокус и снял напряжение в отношениях со многими стейкхолдерами, тепло расстался с частью команды и поставил на паузу сотрудничество с подрядчиками. Это буквально позволило освободить время и силы для текущих клиентов.
Резюме: не важно, на каком рынке географически вы находитесь — внутреннюю коммуникацию с инвестором придется выстраивать и в России, и в Штатах, и на Ближнем Востоке, и в Китае. Не просто коммуникацию, а отношения. Но крайне важно при этом помнить, что инвестор займет роль условного «родителя», если стартап сам выберет позицию «ребенка». Сам! Своими действиями, состоянием, с которым ищет инвестиции и выходит на переговоры.