22 ЯНВАРЯ 2024

Как защитить идею стартапа при поиске инвестиций

Обзор инструментов, позволяющих обезопасить проект от плагиата
Идея стартапа представляет из себя потенциально ценную коммерческую информацию, и не всегда она реализуется в тот или иной вид интеллектуальной деятельности, который можно запатентовать или зарегистрировать. Что же предпринять для защиты себя от конкурентов?


Содержание:

1. При взаимодействии с третьими лицами (в том числе инвесторами)
2. При взаимодействии с сотрудниками
3. Часто задаваемые вопросы


Стартапы в поисках инвестиций часто сталкиваются с риском раскрытия своих инновационных идей третьим лицам, что может привести к потере их конкурентного преимущества. Это могут быть сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, производственные, технические, экономические и другие данные.

Не меньше сложностей и проблем возникает и внутри стартапа — в отношениях с сотрудниками, когда кто-то уходит в компанию со схожей деятельностью или вообще открывает собственный бизнес, забрав с собой ценную информацию в виде разработок или клиентской базы.

При взаимодействии с третьими лицами (в том числе инвесторами)

На практике для защиты потенциально ценной коммерческой информации в отношениях с контрагентами участники стартапа заключают соглашение о неразглашении конфиденциальной информации или NDA (от англ. non‑disclosure agreement). 

В NDA должны быть четко определены:

  • Конфиденциальные сведения
Лучше всего делать отдельный перечень с защищаемой информацией.

  • Обязательства сторон и санкции за нарушение соглашения
Рекомендую указывать конкретные штрафы (убытки и упущенную выгоду взыскать сложнее).

  • Лица, допущенные к сведениям
Советую указывать почту и номера телефонов (мессенджеров).

  • Путь передачи сведений
Необходимо прописать, по каким каналам передается информация.

  • Акт с фактически переданной информацией
Необязательно расписывать все до файла, допустимо обобщить объем информации.

Альтернатива заключения соглашения о неразглашении — оговорка о конфиденциальности в гражданско-правовых договорах, к ней предъявляются те же требования, что и к NDA.

Однако на деле все не так просто — сохранность сведений, передаваемых третьим лицам зачастую связана именно с режимом коммерческой тайны, который должен быть введен в самом стартапе для эффективной судебной защиты. Другими словами, если дело дойдет до судебного разбирательства, то суд в первую очередь посмотрит, как сам стартап охраняет свою ценную информацию. Штрафы, установленные в NDA, также получится взыскать только в случае введенного режима коммерческой тайны.

Меры по охране ценных данных внутри любой организации должны включать в себя:
  • составление перечня информации, представляющей Коммерческую тайну;
  • установление порядка и контроля обращения с этой информацией;
  • учет лиц с доступом к информации;
  • регулирование ее использования на основании трудовых и гражданско-правовых договоров;
  • применение грифа «Коммерческая тайна» на носителях или в составе реквизитов электронных документов.
Судебные кейсы

В практике было дело, когда истец заявил требования к ответчику о том, что тот разгласил информацию, ставшую ему известной по договору транспортной экспедиции. Он ссылался на нарушение режима коммерческой тайны и конфиденциальности сведений указанного договора. Арбитражный суд города Москвы не принял оговорку о конфиденциальности информации по договору транспортной экспедиции, руководствуясь тем, что данные положения не соответствовали требованиям действующего законодательства РФ, регламентирующего вопросы, связанные с коммерческой тайной.

В другом деле стороны заключили лицензионный договор о передаче исключительных прав на ноу-хау с требованиями о конфиденциальности. При этом раскрывающая сторона (истец) ввела у себя режим коммерческой тайны и установила обязанность для принимающей стороны (ответчика) ввести все меры к его соблюдению. Как итог, истцу удалось доказать факт незаконного использования ноу-хау и взыскать штраф в сумме 4 млн рублей.
Как получить, оспорить, подать заново аккредитацию ИТ-компании

При взаимодействии с сотрудниками

Сотрудники зачастую обладают определенным объемом ценной информацией, и это связано с риском несанкционированного раскрытия секретов стартапа как умышленно, так и случайно. Для защиты от негативных последствий и недобросовестных действий необходимо установить четкую систему защиты информации. Она включает:

  • обязанность сотрудника соблюдать режим коммерческой тайны в виде пункта в трудовом договоре (ч. 4 ст. 57 ТК РФ);
  • заключение соглашения о неразглашении (в виде дополнительного соглашения к трудовому договору или отдельного документа);
  • ознакомление с локальными нормативными актами о коммерческой тайне в компании;
  • документальное оформление допуска сотрудника к коммерческой тайне.

На что суды обращают внимание:

  • наличие введенного режима коммерческой тайны;
  • ознакомления сотрудника с внутренним регламентом режима КТ;
  • допуск сотрудника к конкретному перечню информации КТ;
  • фиксация нарушения и проведения служебной проверки в отношении конкретного сотрудника;
  • правильность отнесения информации к режиму КТ согласно ст. 5 Законе о коммерческой тайне. Например, общедоступная информация не может быть защищена с помощью такого режима.
Судебные кейсы

Отсутствие введенного режима коммерческой тайны часто служит поводом для отказа судом в иске. Был случай, когда бизнес-модель компании использовала бывшая сотрудница. Девушка открыла ИП и осуществляла аналогичную с бывшим работодателем предпринимательскую деятельность. Истец не смог доказать наличие фактов введенного режима коммерческой тайны, поэтому в возмещении убытков ему было отказано.

Во время другой тяжбы компания обратилась в суд за взысканием с работника материального ущерба, связанного, в том числе с разглашением коммерческой тайны. Сотрудница переманивала клиентов клиники на свое новое место работы. Суд отказал в иске, обосновав это не представлением надлежащих доказательств: в деле были представлены объяснения свидетелей, из которых нельзя было установить обстоятельства, на которые ссылался истец.

Еще одним поводом для обращения в суд может стать тот факт, что режим КТ не распространяется на информацию, которая не относится к коммерческой тайне (является общеизвестной). В большинстве таких случаев сотрудники, уволенные за разглашение коммерческой тайны, восстанавливаются в должности. При отнесении той или иной информации к коммерческой тайне необходимо учитывать сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, отраженные в ст. 5 Законе о коммерческой тайне.

Кроме того, суд отказывает в исковых требованиях компаний, если незаконные действия сотрудников по разглашению сведений, составляющих коммерческую тайну, никак не зафиксированы.

Часто задаваемые вопросы

1. Можно ли просто запретить сотруднику переходить к конкуренту?

Законодательством не предусмотрено, что в трудовом договоре или ином документе может быть установлен запрет на определенные действия работника, в том числе на трудоустройство у другого работодателя, занимающегося теми же видами деятельности в той же области, что и прежний. Но на практике обычно заключается аналог соглашения «о неконкуренции» на основании 421 ГК РФ, согласно которому бывший работник получает определенную сумму денег, пока сохраняет в тайне полученные сведения.

2. Какую ответственность несет сотрудник за разглашение?

  • Дисциплинарную
Сотрудника можно уволить за разглашение коммерческой тайны.

  • Материальную
С него можно взыскать реальные убытки на основании ст. 238 ТК РФ.

  • Уголовную
Правда, ст. 183 УК РФ и ст. 13.14. КоАП РФ редко применяются, они выполняют скорее устрашающую функцию.

3. После того, как сотрудник уволился, он может раскрывать коммерческую тайну?

При введенном режиме коммерческой тайны он распространяется на отношения с сотрудником и после расторжения трудового договора – в течение того срока, который будет установлен (на практике чаще всего выбирают срок пять лет).

Таким образом правильно установленный режим коммерческой тайны обезопасит стартап от возможных убытков, а также поможет получить компенсацию при утечке информации как с сотрудниками, так и с третьими лицами.

Планируете привлечь инвестиции? Запишитесь на бесплатный разбор с нашим экспертом, чтобы разработать конкретный план шагов и удвоить шансы на успех.

Подписывайтесь на еженедельную рассылку о полезных для бизнеса мероприятиях и новых публикациях Get-Investor.ru.

Присоединяйтесь к нам в Telegram, Вконтакте, Дзен.

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности