10 МАРТА 2022

Ментор для бизнеса: зачем фаундеру наставник

Рассказываем, кто такой бизнес-ментор, и как он помогает начинающим предпринимателям
При запуске инновационного стартапа зачастую сложно ориентироваться на опыт других проектов в той же сфере: их попросту нет. И для того, чтобы не повторять ошибки других первопроходцев, очень поможет менторинг. А именно – система наставничества на безвозмездной основе.

Кто такой ментор и где его найти

Ментор, или наставник – опытный специалист в той же или смежной проекту сфере, который прошел определенный карьерный путь, добился успехов и наработал личные бизнес-связи. 

Иногда такой человек бывает готов поделиться опытом с кем-то из начинающих бизнесменов и предложить свою помощь в акселерационных программах для стартапов или индивидуально. Так образуется тандем: ментор (mentor, учитель) и менти (mentee, ученик). 

Где найти ментора и как именно его искать? Ответ: в той сфере, в которой вы хотите развивать свой проект. 

Найдите специалиста, добившегося успехов, которых хотели бы добиться и вы – человека, который вас вдохновляет. И, разумеется, выбирайте специалиста с приличной экспертизой в этой области. 

А где конкретно искать и выбирать – вариантов много: ведите поиск ментора на выставках и конференциях отрасли, к которой относится ваш проект, в профессиональных объединениях и тематических группах в соцсетях из вашей ниши, в ВУЗах или на платных курсах, куда опытных практиков приглашают проводить семинары. 

Посмотрите специализированные сайты для поиска ментора, такие как открытое сообщество IT-наставников GetMentor, сервис подбора менторов-программистов Solvery или бизнес-менторов United Mentors.

Соцсети тоже предоставляют много возможностей в этом плане: изучите профильные сообщества нужных вам специалистов на Facebook или в Telegram, личные блоги профессионалов в Instagram. 
Статья “Гигиена общения: как стартапу общаться с экосистемой”

Кому нужен ментор и какую пользу он может принести

Ментор пригодится любому стартапу как консультант по бизнесу или по продукту. А особенно он полезен, когда возникает необходимость привлечения инвестиций. 

Опытный ментор подскажет, на какие вопросы и на каких людей не нужно тратить свое время, а чему, наоборот, уделить повышенное внимание. Ментор, как человек, который прошел этот путь и видит на несколько шагов вперед, поддержит и подбодрит в нужный момент, откроет новый ракурс, взглянув на кажущуюся вам неразрешимой проблему по-другому; подскажет новые решения – даже если решать все равно придется вам. 

Еще одна важная роль ментора в проекте: при необходимости он сведет вас с «нужными» людьми. Связи в современном деловом мире – is a must.

Критерии выбора ментора

Важный критерий выбора ментора проекта – его способность доходчиво объяснять. Прекрасный практик – не обязательно хороший учитель, и если успешный бизнесмен не сможет донести до вас свою мысль, то пользы от такого менторства будет мало. Так что обращайте внимание не только на то, каких высот добился человек, но и оценивайте, насколько он коммуникабелен, понятен и комфортен вам по стилю общения. Выясните, часто ли он проводит выступления? Сколько людей и насколько внимательно их слушают? Много ли вопросов из аудитории? Как он на них отвечает? 

О чем еще следует помнить, решая, какого ментора выбрать: желательно, чтобы у вашего «кандидата» уже был успешный опыт менторства – люди, которым этот человек помогал проторить дорожку в бизнесе и находить новые, ранее неизвестные им, возможности. 

Помните, что ментор не должен навязывать вам свою точку зрения и пытаться доминировать в других вопросах, убеждая вас, что дела нужно вести так, а не иначе. В конце концов, это – ваш бизнес, и ваш стартап. Задача ментора – вовремя дать нужный совет. 

Также важно, чтобы у выбранного вами человека не было «пятен» на деловой репутации. Ведь это может косвенно отразиться и на вас.

Что предложить ментору со стороны фаундера

Для ментора в сотрудничестве тоже должна быть польза. Менторство с финансовой точки зрения дело мало прибыльное, так что, старайтесь заинтересовать выбранного ментора собственными деловыми связями и контактами, которые могут оказаться ему полезными. Также распространен вариант предложения ментору доли в будущем бизнесе в случае его успеха.

По сути, менторство – это разновидность инвестиций, только специалист вкладывает в проект не денежные средства, а свои возможности, время, силы и знания, зачастую бесценные. Вполне логично предложить ментору в качестве вознаграждения нечто, что сможет стать для него источником пассивного дохода либо какой-то другой выгоды, пусть и не слишком существенной на первых порах. 

Менторы к этому обычно готовы, и хорошо понимают, какую выгоду способны получить от того или иного стартапа или от общения с фаундерами: ваша задача – грамотно подать себя и свой проект на этапе знакомства. 
Статья “Питч в лифте: когда приходится проводить презентацию своего стартапа без подготовки"

Как фаундеру организовать диалог с ментором

Отправьте ментору письмо с персонализированным обращением. Для этого можно использовать не только почту, но и соцсети, особенно, если он ведет профессиональную страницу. 

Не совершайте частую ошибку начинающих предпринимателей, делая массовую рассылку с шаблонными фразами. Используйте обращение по имени, дайте ссылку на ваш источник контакта, обозначьте причину интереса именно к этому эксперту.

Чтобы эксперт дочитал ваше письмо до конца, сделайте лаконичную самопрезентацию, буквально в пару предложений: кто вы и чем занимаетесь. Четко сформулируйте запрос, в идеале предполагающий ответ “да” или “нет” и приложите презентацию проекта в pdf-формате.
Статья “Гайд по составлению презентации для инвестора: как заинтересовать проектом с первых слайдов"
Ваша дальнейшая коммуникация с ментором  должна строиться в форме диалога. Но – примерно как у студента с дипломным руководителем. 

Внятно формулируйте запрос или идею, с которыми идете на консультацию, заранее готовьте вопросы, волнующие вас на данном этапе. А дальше – внимательно слушайте ответы и задавайте уточняющие вопросы. 

Полученную от ментора информацию сразу запускайте в дело, не забывая информировать его о своих успехах и корректировать свою деятельность в соответствии с его обратной связью.

Выводы

Менторство, особенно в ведении бизнеса, – достаточно новый для российского рынка механизм. Но еще несколько лет назад здесь в новинку были и любого рода стартапы; теперь же бизнес-проекты многих смельчаков превратились в успешные компании.

Так что, имеет смысл взять на вооружение эту практику, подобрав кандидата на роль ментора. И пока другие набивают собственные шишки в только начавшем развиваться бизнесе, – использовать опыт эксперта-ментора, сумев извлечь из общения с ним максимум пользы для себя и своего стартапа.

Подписывайтесь на еженедельную рассылку о важных событиях венчурного рынка, получайте обзоры новых публикаций Get-Investor.ru.

Присоединяйтесь к нам в telegram и вконтакте

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности