К переменным расходом я отнес в первую очередь маркетинг, так как это один из драйверов роста, которых у стартапа не так много. Это важный момент в финансовой модели, и он должен быть посчитан верно. Многие делают ошибку и считают, что если они увеличили расходы на маркетинг, то и выручка увеличивается пропорционально. Но такого не бывает.
Чем больше вы увеличиваете расход на маркетинг, тем меньше полезного действия он производит. Поэтому при расчете нужно закладывать ухудшающий коэффициент. Например, увеличили маркетинг в 2 раза, выручка увеличится в 1,5, но никак не в 2. Это происходит из-за размывания аудитории. Сначала когда вы маленькие, то можете таргетироваться на очень узкую аудиторию и подбирать индивидуальные креативы, но когда нужно сразу много клиентов, данный подход не получится масштабировать.
Каналы
Как мы делали? Взяли путь пользователя от момента, когда он ничего о нас не знал, и до момента, когда он постоянно покупает только у нас. Выделили ключевые каналы:
- контекстная реклама,
- таргетированная реклама,
- Email,
- SEO.
Далее для каждого канала указали средние показатели. Например, стоимость привлечение лида 1000 рублей, конверсия 1%, заработали 10 000 рублей, выручка 2000 рублей. Таким образом расписали каждый канал по месяцам.