За последние несколько лет наша команда Get-Investor.ru помогла 300+ стартапам и бизнесам подготовиться к привлечению инвестиций. Мы также сотрудничаем и с инвестиционными фондами, которым помогаем провести финансовую проверку проектов перед сделкой. В этой статье мы решили обобщить опыт нескольких сотен проектов и рассказать о самых популярных вопросах, которые задает основателю стартапа любой инвестор, будь то инвестфонд или бизнес-ангел.
Эти вопросы можно смело расценивать как факторы инвестиционной привлекательности. Проверьте себя: если вы можете убедительно ответить на большинство из них, считайте, что вы хорошо подготовлены к переговорам, а ваш проект имеет высокие шансы на привлечение финансирования. А если какие-то вопросы вызывают сложности - теперь у вас есть возможность как следует их обдумать и проработать перед встречей с инвесторами.
Инвестору важно какой рынок будет захватывать стартап, как он на него смотрит и считает. Однако понимание объема своего рынка также важно и для основателей. Примерно оценив рынок, основатель может решить, стоит ли ему идти к венчурному инвестору или нет. Возможно, проще и лучше взять кредит. Если рынок маленький, то там вполне можно построить хороший бизнес, но нельзя построить большую постоянно растущую компанию, а это не укладывается в стратегию венчурного инвестора. Мы все-таки целимся на доходность в 10х, а если весь рынок эти 10х на вложения, то как инвестор сможет вернуть деньги, вложенные в фонд, да еще и заработать?
Фактор №2. Соответствие продукта потребностям целевого рынка (product/market fit)
Соответствие продукта рынку - важнейший элемент успеха на пути стартапа к росту и инвестициям. Как основатель, вы должны всегда оставаться на связи с реальностью. Используют ли люди ваш продукт? Готовы ли они платить за ваш продукт? Способны ли вы обеспечить органический рост количества ваших клиентов? Вам необходимо продемонстрировать инвесторам, что вы решаете реальную проблему своей целевой аудитории, и она готова платить за это решение.
Фактор №3. Дорожная карта продукта
Инвесторы ищут предпринимателей с четким видением дальнейшего развития своего продукта. Средне- и долгосрочные планы могут быть более общими, но список шагов на краткосрочную перспективу должен быть максимально конкретным и вытекать из понимания потребностей вашей целевой аудитории. Будьте готовы рассказать инвесторам, как вы анализируете вашу аудиторию, с какими клиентскими сегментами планируете начать работу и почему, каковы приоритеты и цели дальнейшего развития продукта.
Фактор №4. Дорожная карта бизнеса
Инвесторам интересны амбициозные проекты, основатели которых настроены на построение по-настоящему заметной на рынке компании. Если вы сами не видите потенциала в своем бизнесе, инвесторов он и подавно не привлечет. Но ваши цели не должны быть оторваны от реальности: нужен план конкретных шагов и вех, которых вы хотите достичь, в привязке к конкретным отрезкам времени.
Фактор №5. Маркетинг и продажи
Обладаете ли вы глубоким пониманием своего клиентского сегмента, его потребностей и покупательского поведения? Как вы превращаете лиды в покупателей? Вам необходимо четко проработать свою маркетинговую стратегию: каналы лидогенерации, воронку конверсии, процесс продажи. И, конечно, обязательно подготовьтесь к вопросу о цене привлечения клиента, поскольку любой инвестор об этом вас спросит.
Статья "Юнит-экономика - главные показатели и польза для бизнеса"
Фактор №6. Ценообразование
Стратегия ценообразования, основанная на анализе вашего целевого рынка и бенчмаркинге, играет важнейшую роль для будущих финансовых показателей проекта и может убедить инвесторов в его высоком потенциале. Готовы ли вы обосновать свою ценовую политику? Сможете ли вы наладить бизнес-процессы таким образом, чтобы оперативно реагировать на обратную связь от клиентов и конкурентов и корректировать цены?
Фактор №7. Стратегия выхода на рынок
Подтверждение потенциала роста вашего бизнеса возможно только после успешного вывода продукта на рынок. Заготовьте аргументы для инвестора, что ваша стратегия маркетинга и продаж, дорожная карта продукта и бизнеса, а также стратегия ценообразования полностью соответствуют целевой аудитории и были сформулированы в результате ее тщательного анализа.
Фактор №8. Технология
Как именно ваша технология решает проблему целевой аудитории? Чем более наглядный пример вы сможете привести (например, экономия денег или времени - в конкретных цифрах), тем лучше. Зарегистрирована ли интеллектуальная собственность на эту технологию? Насколько легко может быть конкурентам повторить ваше решение? Чем уникальнее и сложнее для копирования технология, тем выше инвестиционная привлекательность стартапа, владеющего ей.
Фактор №9. Финансовые показатели
Как это ваш проект будет генерировать прибыль? Каковы ваши текущие финансовые результаты? Обязательно посчитайте нынешнюю юнит-экономику и объясните, как вы сможете улучшить ее со временем. Инвесторы обязательно захотят изучить вашу финансовую модель: прогнозы выручки, прибыли, доходности и потребности во внешнем финансировании как минимум на несколько лет вперед. Идеально, если вы сможете создать среди инвесторов эффект FOMO (синдром упущенной выгоды).
Статья "Полное руководство по разработке финансовой модели для инвестора"
Фактор №10. Команда
Создание успешной команды - ключевой фактор для устойчивого роста бизнеса. Каков ваш план найма и целевая организационная структура? Каких ключевых компетенций в команде еще не хватает? Где вы планируете искать следующего ключевого сотрудника? Сильная команда и устойчивый прогресс в ее развитии - важнейший признак сильного основателя для инвесторов.
Нужна помощь в подготовке к переговорам с инвесторами? Свяжитесь с нами:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
Подписывайтесь на еженедельную рассылку о полезных для бизнеса мероприятиях и новых материалах Get-Investor.ru.