13 МАЯ 2025

10 признаков того, что ваш стартап провалится

Обзор неочевидных проблем стартапа, а также вариантов их решения
Стартап — это всегда путь, наполненный рисками и неопределенностью. Будучи основателем, вы неизбежно столкнетесь с ошибками. Некоторые из них очевидны, другие — не очень. Именно те ошибки, которые не всегда бросаются в глаза, могут стать причиной краха вашего стартапа. Рассказываем, почему ваш стартап может не дожить до следующего этапа.

Источник


Содержание:

1. Сосредоточенность на продукте, а не на маркетинге
2. Слишком быстрый найм
3. Работа над ненужными вещами
4. Отсутствие оперативных увольнений 
5. Первый крупный клиент становится причиной краха
6. Уверенность, что «великие» инвесторы решат все проблемы
7. Игнорирование выгорания основателей
8. Гонка за слишком многими возможностями
9. Перегруз продукта, прежде чем он выйдет на рынок
10. Неготовность к жестким решениям

Вы слишком сосредоточены на продукте, а не на маркетинге

Предположим, ваша команда создала потрясающий продукт, который, по вашему мнению, просто не может не понравиться потребителям. Вы быстро разрабатываете MVP и запускаете его на рынок. Но вдруг ничего не происходит — продажи не идут, и вы не понимаете, что пошло не так.

Часто проблема заключается не в продукте, а в отсутствии эффективной маркетинговой стратегии. Как бы ни был хорош ваш продукт, без грамотного продвижения и продажи его будет невозможно вывести на рынок. Сделайте маркетинг и продажи такими же важными, как и сам продукт. Прочитайте книгу Габриэля Вайнберга «Traction» — она поможет вам определить, как продвигать ваш стартап.

Пошаговая система привлечения инвестиций "Инвест-трамплин"

Узнайте, как находить инвесторов, готовить документы, проводить переговоры и структурировать сделки. Все шаблоны включены.

Вы нанимаете слишком быстро

После успешного старта продукта наступает момент масштабирования, и вы начинаете активно набирать сотрудников. Однако рост команды не всегда приводит к росту доходов, и зачастую финансы начинают иссякать быстрее, чем вы рассчитывали.

Решение — привязать рост затрат к росту доходов. Разработайте три финансовых плана — лучший, средний и худший варианты — и корректируйте расходы в зависимости от того, как развивается бизнес. Если у вас есть финансовый контролер, поручите ему эту работу. Важно не спешить с масштабированием, пока не убедитесь, что есть финансовые возможности для роста.

Вы и ваша команда работаете над ненужными вещами

В стартапе всегда есть что делать. Нужно ли работать над продуктом? Набором команды? Маркетингом? Встречами с клиентами? Кажется, что все задачи срочные. Но нужно понимать, что важно, а что — не очень.

Если у вас небольшая команда, делегируйте задачи, распределяйте их и следите за результатами. Проводите регулярные встречи, чтобы держать всех в курсе и убедиться, что команда движется в нужном направлении.

Услуги Get-Investor для предпринимателей

Вы не увольняете людей достаточно быстро

Набор сотрудников — это важная часть стартапа, но ошибки при найме — это неизбежность. Один из моих сооснователей создавал проблемы с самого начала. Я знал, что его нужно уволить, но откладывал это решение. Когда я наконец уволил его, мне сказали: «Почему вы так долго ждали?»

Как бы трудно ни было, вы должны быстро реагировать на ошибки в найме. Это необходимо ради других сотрудников, инвесторов и клиентов. Задержка в увольнении может повлиять на все бизнес-процессы и даже привести к серьезным последствиям.

Ваш первый крупный клиент становится причиной краха

Вы выиграли крупный контракт, и это радостное событие. Но есть несколько подводных камней, которые могут испортить этот успех.

Если вы согласились на невыгодные условия, например, позволив клиенту легко отменить заказ, это может привести к убыткам. Кроме того, если вы направляете все ресурсы на одного клиента, вы рискуете остановить развитие других направлений бизнеса. Главное — не зависеть от одного клиента и управлять масштабированием с учетом долгосрочных целей.

Вы полагаетесь, что «великие» инвесторы решат все ваши проблемы

Многие стартапы сталкиваются с проблемами на этапе привлечения клиентов и уверены, что инвесторы смогут помочь решить эту задачу. Однако истории, когда инвесторы действительно выручают, — это скорее исключение, чем правило.

Хотя капитал может понадобиться для роста, важно, чтобы у вас был четкий план по продвижению бизнеса, даже без помощи инвесторов. В противном случае, даже с «великим» инвестором, вы рискуете не достичь целей.

Вы игнорируете выгорание основателей до того, как это станет критичным

Стартап — это марафон, а не спринт. Основатели часто перегружаются работой, особенно в первые месяцы или годы. Но если вы не уделяете внимание выгоранию, это может привести к потере продуктивности или даже к полному разочарованию.

Очень важно уметь балансировать: решать рабочие проблемы и давать команде (и себе) время на восстановление. В противном случае стартап рискует попасть в кризис.

Вы гонитесь за слишком многими возможностями

Вместо того чтобы сосредоточиться на одной. Допустим, вы запускаете рекламу на YouTube, и ваши вложения окупаются в 7 раз. Однако вместо того чтобы усилить это направление, вы начинаете рекламироваться в других социальных сетях, и результат оставляет желать лучшего.

Вместо того чтобы распыляться на множество каналов, сосредоточьтесь на том, что работает, и развивайте это направление. Важно научиться говорить «нет» многим возможностям, чтобы не терять фокус.

Вы перегружаете продукт, прежде чем он выйдет на рынок

Стартапы часто пытаются создать идеальный продукт, добавляя слишком много функций. Однако это может замедлить запуск и привести к затяжной разработке. Лучше выпустить продукт с ограниченным набором функций, но уже работающий, чем долго улучшать его, не запуская.

Продукт может иметь недочеты, но если он решает реальную проблему, клиенты будут готовы его использовать. Это и есть путь к созданию успешного продукта.

Вы не готовы к жестким решениям, когда что-то не работает

Одним из самых опасных признаков для стартапа является отсутствие способности быстро расставаться с тем, что не приносит результата. Если один из продуктов или рынков не дает результатов, а вы продолжаете тратить на него ресурсы, это может стоить вам всего бизнеса.

Не бойтесь принимать жесткие решения и сокращать те направления, которые не работают, чтобы сосредоточиться на более прибыльных и перспективных.
Но самая страшная ошибка для стартапа — это неумелый выбор инвестора. Плохой инвестор может разрушить ваш бизнес и помешать привлечению необходимого капитала в будущем. Чтобы избежать этого, изучите поведение инвестора, поговорите с другими основателями, которые с ним работали, и тщательно оцените условия, которые он предлагает. Иногда лучше отказаться от предложения, чем попасть в плохие отношения с инвестором, которые могут быть разрушительными.

Будьте бдительны и готовьтесь к возможным ошибкам. Главное — это способность учиться на них и вовремя исправлять курс, чтобы ваш стартап не стал частью печальной статистики.

Присоединяйтесь к нам:

Запишитесь на стратегическую сессию с нашим экспертом, чтобы:

  • обсудить финансовые цели вашего бизнеса
  • оценить его привлекательность глазами инвестора
  • построить дорожную карту привлечения инвестиций

Узнавайте первыми

Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Рекомендованное