Существует несколько сценариев: консервативный, реалистичный и агрессивный. Отличаются они друг от друга отношением к затратам и рискам.
— Консервативный рост предполагает минимальные затраты на маркетинг и акцент на удержании существующих клиентов. Это подходит для стартапов, которые только начинают выходить на рынок. Например, компания «СКБ Контур» реализовал SaaS-решение, которое помогает с электронным документооборотом, бухгалтерией, интернет-отчетностью, а также рядом отраслевых решений (недвижимость, гостиничный бизнес и т. д.). У них стабильно работающий продукт, который занял свою нишу и не требует больших затрат на продвижение. Еще у такого типа компаний хорошо работает сарафанное радио, клиенты приходят сами.
— Реалистичный рост предполагает умеренные инвестиции в маркетинг и развитие продукта. Это подходит для компаний, которые уже имеют некоторую клиентскую базу и хотят ее расширить. Например, платформа GetCourse, которая в 2023 году показала значительный прирост благодаря запуску новых решений и дополнительных инструментов, помогающих онлайн-школам решать больше задач. Все это из-за того, что ниша продолжает растягиваться, конкуренция усиливается. На рынке появляются новые продукты, например, наша SaaS, которые стимулируют бизнес на инновации и поиск новых клиентов.
— Агрессивный сценарий предполагает высокие вложения в привлечение клиентов. Например, когда Dropbox запустился в 2007 году, он столкнулся с жесткой конкуренцией на рынке облачного хранения. Чтобы быстро увеличить базу пользователей, компания внедрила реферальную программу, предлагая 500 МБ дополнительного хранилища за каждого нового пользователя. Эта стратегия привела к резкому росту, и всего за несколько лет Dropbox достиг более 500 миллионов клиентов, что подтвердило эффективность агрессивного подхода к привлечению пользователей.
Нужно постоянно отслеживать показатели: темп роста доходов, потенциальное увеличение расходов и изменение себестоимости обслуживания клиентов. Иначе бизнес быстро перестанет быть рентабельным. Мы, например, выбрали реалистичный сценарий для нашей SaaS, запустили кампанию, ориентированную на увеличение числа пользователей, и с ее учетом выстроили модель, которая показала потенциальный рост выручки по 20%. Исходя из этого, мы смогли посчитать, сколько сможем выделить бюджета на маркетинговые активности.