По наиболее часто приводимой статистике, половина стартапов закрывается в первые пять лет существования. Рецептов, как попасть в успешную половину, множество. От известного тезиса Ричарда Брэнсона «берись и делай!» до выработки правильных привычек и принципов работы. Нам видится, что привычка считать деньги и строить финансовые прогнозы – одна из самых правильных для стартапа.
Вместе с тем, инвесторы лучше основателей понимают, что долгосрочные прогнозы стартапа ненадежны и абстрактны. Ведь выборка фактических данных нерепрезентативна, а разброс оценок рынка и нерегулярный менеджмент неизбежно приведут к перестройке бизнес-модели в ближайшее время.
В этой связи приведем рекомендации CFO стартап-студии Admitad Projects Натальи Кузьменко использовать для построения финмодели стартапа:
- гибкость
- простоту
- резервирование.
Гибкость – это, например, заложить в финмодель ИТ-разработчика две модели монетизации (продажа лицензий vs подписка) с возможностью переключения между ними.
Простота – отказаться от избыточной детализации прогнозов, так как это не добавляет им точности, а наоборот – увеличивает вероятность ошибок.
Пример
резервирования – повысить долю непредвиденных расходов или предусмотреть увеличение ФОТ за счет роста окладов и увеличения штатной численности.
Также эксперты рекомендуют для построения собственных прогнозов собирать ключевые показатели компаний-аналогов. В этом есть плюсы и минусы.
- Плюсы в том, что, вычислив средние ключевые соотношения (производительность труда / доля ФОТ в выручке / рентабельность EBITDA), можно оценить релевантность и провести корректировку выходных параметров модели.
- Минусы: в выборку аналогов, как правило, входят зарубежные публичные компании и сравнение их показателей с показателями российского стартапа не всегда уместно и может приводить к неправильным выводам. Данные о сделках стартапов сходного профиля и размера получить сложно.
Если говорить о горизонте планирования, для ИТ-проектов мы обычно используем период 3-5 лет с помесячной или поквартальной разбивкой показателей.