• /
  • /
16 АВГУСТА 2021

Гайд по составлению презентации для инвестора: как заинтересовать проектом с первых слайдов

Поиск инвестиций для стартапа обычно представляется, как встреча с инвестором, красивое выступление, пожимание рук. Но в жизни всё оказывается куда банальней - инвестор чаще всего знакомится с вами посредством презентации - Investing Deck, - которую вы присылаете ему на почту.

Важно понимать, что потенциальный инвестор просматривает десятки проектов едва ли не ежедневно. На каждый уходят считанные минуты.

Из этого вытекают следующие условия:

  1. Ваша презентация должна быть лаконичной, но ёмкой.
  2. После её просмотра у инвестора должно сложиться понимание, о чем ваш проект и каким образом он сможет заработать на нем.

Конечно, даже самая лучшая презентация не “продаст” плохой проект. Однако некачественная презентация легко испортит впечатление даже о достойном продукте. Так бывает, если команда увлеклась подробным описанием технических деталей или отделалась шаблонным фразами в духе “наш продукт нужен всем”, совсем забыв раскрыть главную суть.

В этой статье мы поговорим о правильной структуре презентации, разберем ее на примерах и закончим ссылками на несколько шаблонов.

Прежде, чем говорить о наполнении, давайте рассмотрим, в каких условиях инвестор впервые знакомится со стартапом.

  • Несколько раз в неделю он сам или его помощник/аналитик получает на почту презентации. У одних это единичные предложения, иные же получают сотни писем. 
  • Просмотр презентаций проектов - ежедневная рутина, то есть в графике выделяется время, но иногда презентации просматриваются “между делом”. В обоих случаях на просмотр одного предложения уходит от 3 до 20 минут. 
  • Если инвестора заинтересовала ваша идея, то с вами свяжутся, чтобы узнать подробности - обычно это встреча или звонок.
  • Для встречи вы можете подготовить вторую, более обширную, презентацию, которая дополнит ваш рассказ. 

Теперь давайте обозначим важнейшие принципы подготовки инвестиционной презентации:

1. Только правда. Во-первых, обман рано или поздно раскроется, а во-вторых, инвестор быстро найдет грубые нестыковки, благодаря своему опыту и экспертизе.

2. Лаконичность. Вам надо потрудиться, чтобы ёмко и коротко сформулировать главные мысли. Постарайтесь всё уместить в 10-12 слайдов.

3. Графика в помощь. Иногда графика помогает описать сложную бизнес-схему лучше любых слов. 

4. Удобный формат. Забудьте об анимации в Power Point. Надо, чтобы ваш Investing Deck можно было скачать и прочитать в оффлайн, в том числе и с экрана смартфона. Универсальный формат - pdf.

5. Дизайн вторичен. Всевозможные украшения не просто отвлекают, но часто раздражают, поэтому, если делаете презентацию в фирменном стиле позаботьтесь, чтобы он не был слишком навязчивым. 

Наконец, переходим к списку ключевых слайдов:

  1. Суть идеи/проекта;
  2. Проблема, которую решает ваш продукт;
  3. Оценка рынка и ваша целевая доля на нем;
  4. Конкуренты и ваши преимущества перед ними;
  5. Динамика проекта;
  6. Стратегия;
  7. Команда;
  8. Финансы;
  9. Запрос инвестору.

1 слайд “Суть проекта”

Отвечает на вопрос: “Кто мы?”

От этого слайда зависит успех всей презентации. Некоторые Investing Deck закрывают уже после прочтения первого слайда, так что отнеситесь к нему со всей серьезностью. 

Здесь мы размещаем заголовок. Чем короче, тем лучше. Как на презентации iPhone, как на лекциях TED, как на остановке с расписанием автобусов без всякой рекламы. Чистый минимализм!

И, пожалуйста, не пытайтесь удивить инвестора залихватским креативом! По заголовку должна быть понятна услуга или товар. Хороший прием - использовать известный стандарт или аналог из другого рынка.

Примеры:
  • “Uber для владельцев собак”
  • “Tinder для поиска партнера по теннису”
  • “Выездной онлайн-сервис по срочному ремонту детских колясок”

На первом слайде иногда хватает заголовка, но часто его требуется дополнить графикой:
  • скриншот с интерфейсом сервиса или сайта;
  • блок-схемы;
  • буллеты.

Важно, чтобы графика иллюстрировала вашу идею, а не присутствовала “для красоты”.

2 слайд “Проблема, которую решает ваш продукт”

Отвечает на вопрос: “Зачем вообще это нужно?”

Все доводы приводятся с точки зрения проблемы покупателя, которую решает ваш продукт. 

Например:
Проблема: в Москве сложно вызвать такси для пассажира с собакой, особенно в дождь. 
Решение: диспетчерская служба такси, в которой работают водители со специально оборудованной машиной или просто дружелюбно настроенные таксисты. 
Продукт: мобильное приложение для вызова такси с собакой

3 слайд “Рынок”

Отвечает на вопрос: “Какой потенциал у вашего рынка?”

Здесь удобно использовать технологию оценки TAM-SAM-SOM. Если коротко:

TAM (Total Addressable Market) - общий объем целевого рынка. 
SAM (Served/Serviceable Available Market) - доступный объем рынка, это люди, которые реально могут воспользоваться вашим или аналогичным вашему продуктом.
SOM (Serviceable & Obtainable Market) - реально достижимый объем рынка, то число клиентов, которых вы способны “переварить”.

Пример:
Возьмем ту же идею с такси для владельцев собак: 
TAM - все владельцы собак в вашем городе
SAM - владельцы собак с доходом выше определенной суммы, ведь такое такси стоит дороже.
SOM - владельцы собак, которые в определенных условиях предпочитают ездить на такси, количество потенциальных поездок в месяц.

На слайде “Рынок” мы должны показать, объем собаководов Москвы, которые захотят и реально смогут оплатить такую услугу. Это и будет наш основной рынок.

Эти цифры не берутся из головы, нужны реальные результаты исследований или опросов, графики, аналитика. 

4 слайд “Конкуренция”

Отвечает на вопрос: “Почему клиент выберет нас?”

На слайде о конкурентах важно выделить одно ключевое преимущество перед общепризнанным стандартом. Это может быть конкретный сервис или привычная всем модель поведения.

Примеры:
  • “Порядок, как в 1С, но дешевле в 7 раз”
  • “Полный аналог Яндекс.Еды в Крыму”

5 слайд “История/Дорожная карта”

Отвечает на вопрос: “Что мы уже сделали?”

Если у вас уже работающий проект и есть продажи - смело представляйте историю в виде графика. Видя такой график, инвестор может делать выводы о спросе на товар или услугу, и ваши способности в их продвижении.

Если же прибыли пока нет, уместно сделать таймлайн с 3-7 важнейшими вехами, каждая из которых демонстрирует ваш прогресс в развитии проекта.

6 слайд “Бизнес-модель/Стратегия”

Отвечает на вопрос: “Как мы добьемся прибыли?”

На слайде «Бизнес-модель» необходимо описать, каким образом бизнес, решая проблему своей целевой аудитории, будет зарабатывать деньги.

Можно указать также ключевые факторы успеха выбранной бизнес-модели. Например, опыт ее успешного применения другими компаниями на более развитых рынках или востребованность данной модели потребителями.

7 слайд “Команда”

Отвечает на вопрос: “Почему мы сделаем всё хорошо?”

Достаточно разместить от 2 до 6 ключевых сотрудников в формате:
  • фото;
  • должность;
  • опыт работы в данной сфере, образование, подтвержденная экспертность, выполненные проекты.

Пример:
Игорь Ксенофонтов
Главный разработчик
10 лет работы в Яндексе, разработка и запуск сервисов “OneTwoTrap”, “EinZweiDraft”. 

8 слайд “Финансы”

Отвечает на вопрос: “Как мы распределяем и контролируем деньги?”

На восьмом слайде мы размещаем реальную финмодель вашей идеи в табличном формате. Удобно сгруппировать показатели по ключевым разделам: операционная деятельность, фонд оплаты труда, маркетинг и продвижение и т.д. 

В таблице должны быть указаны фактические показатели на данный момент и планируемые показатели на горизонте хотя бы трех лет. 

9 слайд “Инвестиции”

Отвечает на вопрос: “Как мы используем ваши деньги?”

На последнем слайде надо написать конкретную сумму или диапазон суммы ожидаемых вложений. Чтобы её сформулировать, нужно прописать план развития и финансовую модель.

Инвестор должен понимать, на какие конкретно цели привлекаются инвестиции, какие результаты вы планируете получить, и сколько сам инвестор сможет заработать, инвестируя в ваш проект.

Заключительный слайд “Контакты”

Отвечает на вопрос: “Как с нами связаться?”

Здесь укажите ваше имя, должность в рамках проекта, телефон для связи и почту. Дополнительно укажите 1-2 мессенджера. 

Резюмируем:

1. Потенциальный инвестор просматривает десятки предложений ежедневно.

2. Ваша презентация должна быть емкой и краткой, иначе читатель закроет её после первого слайда.

3. Не пытайтесь строить слишком оптимистичные прогнозы, они вызовут скорее скепсис, чем доверие. Будьте готовы обосновать каждую цифру или гипотезу.

4. Сделайте чтение презентации удобным, обойдитесь без кричащего дизайна.

5. Посмотрите на ваш проект глазами инвестора и последовательно отвечайте в слайдах на самые важные для инвестора вопросы.

Шаблоны презентаций

Рекомендованное

Узнавайте первыми

Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности