14 МАРТА 2022

Основные правила идеального питча

Узнайте, как подготовиться к питчингу и произвести впечатление на инвестора
Поиск инвестора – одна из ключевых задач основателя стартапа. Важным этапом привлечения финансирования является питчинг. 

Питч – это короткая презентация, цель которой – не “продажа” конкретной идеи, а привлечение внимания инвестора к проекту в целом. Задача питчинга – вызвать у инвестора желание узнать о стартапе подробнее в ходе последующих переговоров, логичным финалом которых станут инвестиции. 

С одной стороны, питчинга не нужно бояться – в нем ничего сложного. Однако это не значит, что фаундерам можно расслабиться и пренебречь тщательной подготовкой к презентации, пусть и короткой. 
Статья "Тест на готовность вашего стартапа к привлечению инвестиций"
Чтобы питч прошел успешно, стоит соблюдать несколько рекомендаций.

Наведите справки об инвесторе

Первое, что необходимо узнать – это стадии развития проекта, на которых инвестор вкладывается в стартапы. Если основатель стартапа с еще не готовым продуктом обратится к инвестору, который финансирует только проекты с уже запущенными продажами, то питчинг окажется пустой тратой времени. 

Также будет нелишним пообщаться с основателями стартапов, которым уже приходилось работать с заинтересовавшим вас инвестором. Постарайтесь узнать как можно больше информации о нем не только как о деловом партнере, но и как о человеке – задавайте вопросы о личностных качествах инвестора, о его профессиональных привычках, о вкусах и манере общения. Чем больше данных вы соберете, тем лучше будете понимать, с кем вам предстоит общаться. 
Статья "Гигиена общения в венчуре: как стартапу и инвестору выстроить эффективную коммуникацию"

Изучите портфель инвестора

Обратите внимание на индустрии, которыми интересуется данный инвестор. Если в его портфеле уже есть компании из вашей сферы, то это значительно увеличивает ваши шансы на успешные переговоры, так как вам не придется доказывать инвестору перспективность и ценность вашей ниши. 

Помните, что питч редко длится больше десяти-пятнадцати минут, а значит, вы не можете позволить себе потратить впустую ни секунды. Каждое ваше слово должно быть выстрелом в “яблочко”.

Выберите нескольких инвесторов

Старайтесь расширить круг потенциальных инвесторов. Чем больше людей будет знать о вашем проекте, тем выше ваши шансы получить финансирование. Если вы привлечете внимание нескольких инвесторов, то получите возможность выбирать самые выгодные условия. 

Начинающие предприниматели часто забывают о том, что объем предоставляемого финансирования – не единственный критерий для выбора инвестора. Помните, что вам предстоит долгосрочное сотрудничество, поэтому принимайте во внимание не только денежный аспект, но и комфорт в общении, и наличие у инвестора полезных для вашего проекта связей.

Интересы инвестора важней 

Формируя презентацию, ставьте себя на место инвестора. Расскажите, чем именно ему может быть интересен ваш проект, опишите основную идею и бизнес-модель, обозначьте проблемы, которые позволяет решить ваш продукт,  расскажите о ваших планах. 

Не пытайтесь охватить все аспекты – если инвестору понадобится дополнительная информация, он обязательно задаст соответствующий вопрос. Не выдумывайте ответ на ходу. Не знаете, что сказать – пообещайте прояснить вопрос и обязательно отправьте инвестору ответ после завершения питчинга.
Статья “Топ-10 ошибок стартапов, которые больше всего раздражают инвесторов”

Покажите динамику проекта

Инвестору важно понять не только текущие показатели вашего стартапа, но и скорость, с которой вы пришли к этим результатам или, говоря иначе, ваш трекшен. Если вы сможете показать инвестору хорошую динамику роста, то у вас будет больше шансов завоевать его внимание. 

Не преувеличивайте и не приукрашайте свои результаты. Питч, построенный на недостоверных данных, обречен на провал. 

Задавайте простые вопросы

Не перегружайте инвестора ненужными на начальном этапе техническими деталями. Сложная речь не сделает ваш питч более впечатляющим – злоупотребление специфической терминологией, обилие финансовых и технических данных обычно мешают восприятию информации. 

Вовлекайте вашу аудиторию в коммуникацию, задавая инвесторам простые вопросы по ходу питча:
«Отвечает ли моя идея вашим текущим интересам?»
«Каким может быть наш следующий шаг в общении с вами?»

Закончите на позитивной ноте

Питч в целом должен проходить в исключительно комфортном для всех сторон ключе – не стоит проявлять даже намека на давление и навязчивость по отношению к собеседнику. 

Помните, что в процессе переговоров градус интереса инвестора должен возрастать, поэтому рекомендуется завершить презентацию самой “вкусной” информацией, например, озвучьте ваше уникальное конкурентное преимущество или данные юнит-экономики, которые подтверждают потенциал вашего проекта.

Закончите свою речь на высокой ноте, отметив значение вашего проекта для целевой аудитории и отрасли, выразив уважение к достижениям или позиции вашего собеседника именно в этих областях.

Постоянно совершенствуйте презентацию и продолжайте питчить 

Не позволяйте первым неудачам остановить вас на пути поиска инвесторов. Даже пять успешных питчей из ста – отличный результат. Главное – верить в свой стартап и осознавать его ценность для клиентов и инвесторов. 

Не докучайте инвесторам, которые не проявили интерес к вашему проекту – лучше направьте силы на совершенствование презентации и продолжайте питчить.

Учитесь питчить

На данный момент существует немало источников полезной информации о питчинге, большинство из которых доступны бесплатно в онлайн. 

В их числе:
  • подкасты The Pitch на платформе Gimlet, где эксперты раскрывают тонкости питча 
  • книга «Идеальный питч» Орена Клаффа, которая поможет понять, как в целом устроен питч и на что ориентируются зарубежные инвесторы 
  • ресурс The Twenty Minute VC о зарубежных инвесторах и особенностях их работы
  • новостной канал с актуальными бизнес-идеями Insider Business
Статья “Питч в лифте: когда приходится проводить презентацию своего стартапа без подготовки"
В целом, питчинг – это неотъемлемая часть развития стартапов, поэтому не стоит избегать его из-за страха совершить ошибку. Мастерство придет с опытом: чем чаще вы будете питчить, тем быстрее наработаете технику ведения переговоров и обеспечите своему проекту необходимое финансирование. 

Подписывайтесь на еженедельную рассылку с обзорами событий венчурного рынка и новых публикаций Get-Investor.ru.

Присоединяйтесь к нам в telegram и вконтакте

Рекомендованное

    Узнавайте первыми

    Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
    Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности