Базовые отчетные формы в управленческом учете те же, что и в бухгалтерском: отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках и баланс. Но, в отличие от бухучета, в них есть дополнительная аналитика, они показывают объективную картину бизнеса, да и на стол к руководителю попадают гораздо оперативнее, в идеале – в любой нужный момент.
Отчет о движении денежных средств. Базовый финансовый отчет, который показывает, сколько в компанию пришло денег и из каких источников, и на какие цели они были потрачены. Для малого бизнеса, который не ведет проектную деятельность, и/или не работает с поставщиками и клиентами на условиях существенных отсрочек оплаты, на начальном этапе достаточно будет вести хотя бы этот отчет. Регулярное ведение отчета о движении денежных средств и подготовка на его базе прогноза (платежного календаря) поможет решить один из самых больных для бизнеса вопросов – предотвратить кассовые разрывы.
Отчет о прибылях и убытках. Показывает, сколько зарабатывает бизнес в целом и в частности: на чем именно зарабатывает, а на чем теряет. Анализ этого отчета помогает понять, как можно увеличить прибыльность компании, какие направления развивать, какие закрыть или реструктурировать, какие издержки сократить.
Баланс. Дает полную картину того, сколько денег вложено в бизнес (пассив) и во что именно они вложены (актив). Например, компания заработала существенную прибыль, но эти деньги фактически «заморожены» в дебиторской задолженности (клиенты приняли товары или услуги, но задерживают оплату) или в нераспроданных складских запасах (компания готовилась к росту спроса, которого не случилось). Или, наоборот, у компании много денег на счетах, и при этом – большая кредиторская задолженность, на погашение которой в ближайшее время уйдут все эти деньги.
Кроме того, в состав управленческой отчетности часто включают дополнительные отчеты, в зависимости от специфики бизнеса и его задач. Например, отчет об основных должниках или отчет о рентабельности по группам товаров/услуг или отчет об оборачиваемости товара на складе.