Возьмем тот же пример с кофейней. Каждый месяц к вам приходят новые клиенты, и очень важно понять, как меняется их поведение со временем. Некоторые становятся постоянными посетителями, некоторые пропадают через пару недель. Как во всем этом разобраться? Здесь на помощь приходит когортный анализ LTV.
Когорта – это просто группа клиентов, объединенных каким-то общим признаком. Чаще всего таким признаком становится дата первой покупки и, если нужна более детальная картина, канал привлечения клиентов или, например, тип продукта.
Например:
- Когорта "Январь 2025" – все клиенты, которые впервые купили что-то у вас в январе 2025 года.
- Когорта "Февраль 2025" – те, кто сделал первую покупку в феврале 2025 года.
Представьте, что вы ведете дневник наблюдений за каждой такой группой клиентов. Это и есть когортный анализ.
Простой пример когортного анализаПродолжим разбирать пример с кофейней. Допустим, мы следим за тремя когортами клиентов:
Когорта "Январь" (100 новых клиентов)
- В первый месяц все 100 клиентов купили кофе хотя бы раз.
- Во второй месяц вернулись только 80 человек.
- В третий месяц вернулись 70 человек.
- В четвертый – только 65.
Когорта "Февраль" (120 новых клиентов)
- В первый месяц – все 120 человек.
- Во второй месяц – вернулись 85 человек.
- В третий месяц – 75 человек.
- В четвертый – 70.
Когорта "Март" (90 новых клиентов)
- В первый месяц – все 90 человек.
- Во второй месяц – 75 человек.
- В третий месяц – 65 человек.
- В четвертый – 60.
Что это нам дает? Смотрите:
1. Мы видим, как быстро "тают" наши клиенты:
- В среднем во второй месяц возвращается только 75-80% клиентов.
- К четвертому месяцу остается около 65% от начального количества.
2. Мы можем заметить интересные закономерности:
- Февральская когорта оказалась самой большой (120 человек).
- Но удержание клиентов в ней примерно такое же, как и в других когортах.
Как это помогает в расчете LTV?
Теперь давайте добавим в наш анализ деньги. Предположим, что:
- В первый месяц клиенты в среднем тратят 2000 рублей.
- Во второй месяц – 2500 рублей (те, кто остался, начинают тратить больше).
- В третий месяц – 3000 рублей.
- В четвертый месяц – 3500 рублей.
Посчитаем LTV для январской когорты:
- Первый месяц: 100 клиентов × 2000 руб. = 200,000 руб.
- Второй месяц: 80 клиентов × 2500 руб. = 200,000 руб.
- Третий месяц: 70 клиентов × 3000 руб. = 210,000 руб.
- Четвертый месяц: 65 клиентов × 3500 руб. = 227,500 руб.
Общая выручка с когорты: 837,500 рублей
LTV на одного клиента из когорты = 837,500 ÷ 100 = 8,375 руб.
Почему важно анализировать когорты?
1. Вы видите полную картину. Когортный анализ показывает, как на самом деле развиваются отношения с клиентами. Может оказаться, что клиенты, привлеченные по одному каналу, тратят больше и остаются дольше, чем клиенты из другого канала.
2. Можно делать точные прогнозы. Если вы знаете, как обычно ведут себя ваши когорты, вы можете довольно точно предсказать, сколько денег принесут новые клиенты в будущем.
3. Легче находить проблемы. Например, вы можете заметить, что в какой-то момент удержание клиентов резко ухудшилось. Это сигнал, что нужно разобраться в причинах.
Практические советы по проведению когортного анализа1. Начните с простого:
- Разделите клиентов по месяцам первой покупки.
- Следите за тем, сколько из них возвращается каждый месяц.
- Записывайте, сколько они тратят.
2. Используйте визуализацию. Создайте простую таблицу:
- По горизонтали – месяцы после первой покупки.
- По вертикали – когорты клиентов.
- В ячейках – количество активных клиентов или выручка.
3. Ищите закономерности:
- Может быть, летние когорты более активны?
- Или клиенты, пришедшие по рекомендациям, остаются дольше?
- Возможно, после внедрения новой программы лояльности удержание улучшилось?
Пример простой визуализации когортного анализаВот как может выглядеть простая таблица удержания клиентов (retention rate):