Как мы уже говорили, зачастую инвестор не пытается быстро вернуть вложенные деньги, он хочет участвовать в строительстве долгосрочного развивающегося перспективного бизнеса. В этом случае критерием успеха проекта будут назначены не только финансовые показатели, но и другие KPI. Например, поводом для выделения второго раунда инвестиций на открытие второго ресторана будущей сети может служить целый набор показателей.
Там обязательно будет достижение определенной выручки, скорее всего, будет критерий размера чистой прибыли или EBITDA, или какие-то производные этих показателей, например, соотношение долг/EBITDA. Но помимо этого, инвестор и предприниматель могут сформулировать дополнительные критерии успеха этапа проекта.
Например, для ресторана это будет средняя каждодневная заполненность столиков выше определенного процента, для оффлайн магазина – проходимость, для онлайна – конверсия, для нового бренда – узнаваемость, для СМИ – цитируемость, ну а для блогеров (куда ж без них) – число подписчиков.
Когда такие критерии сформулированы, то бизнес строится на долгосрочной основе, не принимаются сиюминутные решения, улучшающие финансовый результат в моменте, но стратегически не правильные. Конечно, невозможно все время только растить долю рынка или повышать узнаваемость бренда. В какой-то момент нужно начинать активно монетизировать свои усилия, но иметь разумный план, когда у бизнеса есть время развиться и «встать на ноги» без оглядки на то, что нужны положительные доходы каждый месяц буквально со старта, очень правильно в долгосрочной перспективе. Как говорилось в одном мультипликационном произведении: «лучше день потерять, потом за час долететь».