• /
  • /
4 ФЕВРАЛЯ 2022

Руководство по привлечению посевных инвестиций в стартап от Y Combinator: зачем, когда и сколько?

Президент всемирно известного акселератора стартапов Джефф Ралстон выпустил для своих подопечных гайд по привлечению посевных инвестиций. Мы с командой Get-Investor.ru перевели его на русский язык и предлагаем изучить всем неравнодушным к теме стартапов и инвестиций.

Чем известен Y Combinator

Y Combinator – самый известный акселератор стартапов Кремниевой долины. По собственным данным YC, с 2005 года им было профинансировано более 3 тысяч стартапов, а совокупная оценка всех стартапов, прошедших акселерацию, превышает 600 млрд долларов. Как подсчитали Crunchbase*, в 2021 году Y Combinator стал самым активным инвестором в мире по числу раундов: в общей сложности, им было заключено 642 сделки. Средний размер большинства сделок составил до 1 млн долларов.

Публикуем для вас перевод руководства по привлечению посевных инвестиций от самого активного инвестора в молодые стартапы.

*Crunchbase – онлайн-платформа с информацией о стартапах, принадлежащая TechCrunch, технологическому изданию из США.

Программы и выпускники акселератора

В портфолио Y Combinator входят такие известные публичные и частные компании, как Airbnb и DoorDash, Stripe, Instacart, OpenSea, Faire, Brex и Reddit. В 2021 году девять компаний из его портфеля стали публичными, среди них Coinbase, Ginkgo Bioworks, GitLab и Amplitude.

Попасть в программу акселератора теперь может стартап из любой точки мира. В 2022 году Y Combinator запускает зимнюю программу в полностью удаленном формате. До 2020 года акселерация была исключительно очной, но с началом пандемии оффлайн-формат постепенно полностью трансформировался в онлайн.

Руководство YC по привлечению посевных инвестиций

Photo by Aaron Burden: Unsplash
Зачем привлекать деньги?

Сумма, необходимая для того, чтобы довести стартап до прибыльности и самоокупаемости, обычно выходит за рамки возможностей основателей, их друзей и семьи. Стартапы, как быстрорастущие компании, почти всегда «сжигают» капитал, чтобы поддерживать свой рост до выхода из «долины смерти». Внешнее финансирование не только позволяет стартапам жить и расти, но и является конкурентным преимуществом в таких важных аспектах, как найм ключевого персонала и быстрое продвижение на целевом рынке.
Инвесторы выписывают чеки, когда идея, которую они слышат, убедительна, и есть уверенность, что команда проекта способна реализовать эту идею. Поэтому начинайте поиск инвестора, как только почувствуете себя готовыми к такому диалогу. Каков потенциал вашего рынка, кто ваш клиент, какова его боль и как ваш продукт эту боль решает? Впечатлите инвестора своими знаниями рынка и целевой аудитории, покажите растущую динамику пользовательской базы — и интерес к вашему проекту обеспечен.
Хорошая новость в том, что есть довольно много инвесторов, которым интересно вложиться в перспективный стартап. Плохая новость заключается в том, что процесс поиска "своего" инвестора часто бывает долгим, трудным и иногда — бьющим по самооценке. Но это тот путь, по которому должен пройти почти каждый основатель стартапа.
Сколько привлекать?

В идеале, вам нужно привлечь такую сумму, которой хватит на покрытие кассовых разрывов до выхода проекта на самоокупаемость, поэтому определяйте ее на основании реалистичного финансового плана, а не "из воздуха". Тогда у вас появится запас финансовой прочности, что очень важно, и к тому же будет легче привлекать следующие раунды — на масштабирование уже прибыльного проекта.

Но некоторым типам проектов, например, связанным с разработкой программного обеспечения, скорее всего все-таки потребуются промежуточные раунды до выхода в зону прибыли. Такие проекты обычно привлекают второй раунд через год-полтора после первого, когда продукт будет готов к выводу на рынок.

Привлекая посевные инвестиции, вы всегда балансируете между необходимой суммой и той долей в компании, которую нужно отдать инвестору в обмен на эту сумму. Идеально, если на seed-раунде эта доля составит до 10%, но в большинстве случаев она все-таки ближе к 20%. Избегайте инвесторов, которые требуют в посевном раунде долю свыше 25%, это осложнит привлечение новых инвесторов в будущем.

Один из способов определить оптимальную сумму инвестиций, привлекаемых в первом раунде, – это решить, сколько месяцев вам нужно профинансировать до следующего этапа развития проекта.
Например, инженер в Кремниевой долине обходится стартапу примерно в 15 тыс. долларов в месяц. Таким образом, если вы хотите получить финансирование на 18 месяцев работы с, в среднем, пятью инженерами в команде, вам потребуется:

15 тыс. долл. x 5 x 18 = $1,35 миллиона долларов.
Итак, на вопрос инвестора: «Сколько вы хотите привлечь?» можно ответить, что нужно профинансировать N месяцев (обычно 12-18) и, следовательно, вам потребуется X долларов, где X обычно составляет от $500 тыс. Будет полезно подготовить несколько вариантов N и X для различных сценариев развития проекта в зависимости от суммы привлеченных инвестиций.

Большинство посевных раундов в Долине варьируются в пределах 600 тыс. долларов, и, благодаря высокому интересу инвесторов к посевным инвестициям, она постепенно увеличивается.

В следующей статье читайте рекомендации Y Combinator по оценке компании и выбору вида финансирования.

Разработаем грамотную финансовую модель вашего проекта по стандартам ведущих инвестфондов и банков.

Рекомендованное

Узнавайте первыми

Подпишитесь и раз в неделю получайте подборку полезных материалов
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности