Начнём с последнего вопроса — «зачем это мне». Или даже с более фундаментального — нужны ли вообще отношения с крупным корпоративным партнером. Конечно, есть плюсы:
- доступ к масштабным каналам продаж,
- имиджевая поддержка,
- потенциальный экзит.
Но и минусы не менее значимы:
- расходы на адаптацию продукта под корпоративные стандарты,
- долгий многоуровневый процесс согласований.
Честно признаться, что работа с корпорацией «не мое» — существенная экономия ресурсов. Будет гораздо обиднее прийти к этому пониманию через многие месяцы совместной работы.
Вторая плоскость вопроса — реальная ценность корпората для стартапа на данной стадии зрелости. Это могут быть не только инвестиции или воронка клиентов. Экспертная поддержка, инфраструктура, совместное участие в сторонних тендерах — все может стать предметом обсуждения первых шагов по взаимодействию.
Второй вопрос, на который стоит ответить — «зачем это корпорату?». Если не рассматривать закупку для собственных нужд, корпорат может заинтересоваться стартапом лишь в двух случаях:
- если он открывает для него новый рынок,
- или расширяет существующий.
Ключевым моментом становится демонстрация размера и потенциала рынка: он должен быть достаточным, чтобы оправдать инвестиции и риски. Иногда даже если продукт пока не полностью соответствует ожиданиям крупного игрока, важно показать, что вы понимаете, как вместе «добежать» до этого рынка.
Пример из практики: стартап, с которым работала наша команда, имел прекрасный, но узко специализированный продукт с амбициями на 20% доли рынка РФ, который оценивается в 2 млрд рублей. Потолок бизнеса в 400 млн рублей может быть хорошим предложением для партнерской программы, но недостаточным аргументом для обсуждения экзита. MTS StartUp Hub подключил внутреннюю продуктовую команду и вместе со стартапом устроили штурм, где генерировали идеи, как можно расширить рынок и показать большие перспективы продукта. Основатель стартапа был крайне воодушевлен, но через неделю вернулся с решением остаться на текущем для него рынке. Для себя он ответил на вопрос «зачем», чем сильно сэкономил время всем участникам диалога.Говоря о рынке, полезно помнить, что единственный оффер стартапа для корпорации — сокращение time-to-market (конкурентное преимущество стартапов в сотрудничестве с корпорациями). Если рынок продукта существенен и комплементарен основному бизнесу, у корпората всегда возникнет дилемма — разрабатывать решение самостоятельно или же купить готовое. И задача стартапа — объяснить, почему с его продуктом будет быстрее и безопаснее.